Война России и США из-за «Северного потока-2»: кто победит

Война России и США из-за «Северного потока-2»: кто победит

Короли голубого топлива ведут «бои» на нескольких фронтах

Германия разрешила строительство газопровода «Северный поток-2» на своей морской и сухопутной территории. Это служит поводом к началу создания российской трубы, против которой активно выступают Украина, Польша, Прибалтика и США. Тем не менее голубое топливо из России требуется Брюсселю по экономическим причинам. Что окажется важнее для Европы — финансовая выгода от российского проекта или геополитическая логика конфронтации с Москвой?

фото: ru.wikipedia.org Автор фото: btr.

Горное ведомство Штральзунда сочло, что проект «Северный поток-2» соответствует требованиям немецкого законодательства об энергопромышленности. Разрешительная документация, полученная оператором проекта — швейцарской компанией Nord Stream 2, касается строительства участка газопровода протяженностью 55 км. Работы будут вестись как на шельфе Балтийского моря в территориальных водах Германии, так и на суше — в районе города Грайфсвальда, рядом с которым пройдет сухопутный отрезок трубы.

В Nord Stream 2 отмечают, что получить от немецких властей добро на прокладку газопровода удалось в «результате масштабного планирования и общественных обсуждений». В США утверждают, что Москва задействовала для этих целей все свои лоббистские возможности. База данных Сената США о лоббистской деятельности свидетельствует, что только в июле–сентябре 2017 года дочерняя организация «Газпрома» потратила не менее $880 тыс. на продвижение в Вашингтоне интересов «Северного потока-2» и возможной отмене связанных с его реализацией американских санкций. Аналогичные маневры проводились и среди европейских чиновников и бизнесменов.

Так ли это было или нет, но предпринятые усилия привели к закономерному результату — одобрению прокладки газопровода на немецкой территории акватории Балтики и в точке его входа на континент. «Это ключевое решение, открывающее возможность для начала строительства самого важного участка «Северного потока-2», — так охарактеризовал случившееся глава «Газпрома» Алексей Миллер.

Между тем у нового экспортного маршрута поставки российского газа в страны Старого Света все еще остаются ярые оппоненты в лице Прибалтики, Украины, Польши и, главное, США, которые пытаются потеснить Россию на европейском рынке голубого топлива своим сланцевым сырьем.

Берлин изначально выступал за создание «Северного потока-2». Две из пяти иностранных компаний, выступающих инвесторами газопровода, являются немецкими — Uniper и Wintershall. Еще два крупных холдинга-представителя Германии — E.ON и BASF — дали гарантии на закупку голубого топлива, поставляемого через эту трубу.

Логично, что немцы стараются застолбить за собой место среди реализаторов «Северного потока-2». После того как газопровод преодолеет срок окупаемости, стоимость газа для Европы снизится. По оценке немецкой консалтинговой компании Energy Research & Scenarios (EWI), в случае запуска «Северного потока-2» ЕС потребуется меньше сжиженного природного газа (СПГ) из Норвегии и Северной Африки, что приведет к падению цен на него.

В связи с этим Германия настаивает на расширении поставок российского газа в Европу. Случившаяся в декабре 2017 года авария на газораспределительной станции в австрийском городе Баумгартен, где произошел взрыв на одном из трубопроводов, привела к сокращению поставок голубого топлива в Италии, Венгрии и Словакии. Следствием катастрофы стал резкий скачок цен. Великобритании буквально за считаные часы стоимость газа для рядовых потребителей скакнула на 20–25%.

Оперативно наладить дополнительные поставки СПГ европейцам не удалось, тогда как «Газпром» сразу же заявил, что ликвидирует дефицит топлива. Российской монополии это по силам. Во-первых, в 2017 году наша страна увеличила добычу газа на 12% — до 690 млрд кубометров. Во-вторых, поставляемый в Баумгартен газ имеет российское происхождение. Эта станция является одной из конечных точек, где сырье из России закупают европейские клиенты.

Авария в Баумгартене подтвердила, что только российские проекты, критикуемые западными идеологами, позволят Старому Свету избежать перебоев с горючим, даже в случае техногенных катастроф.

Голубое топливо из России не только останется конкурентоспособным в ближайшие десятилетия, но и продолжит давать ценовую фору углеводородам из других добывающих стран. Как полагает EWI, к 2030 году производство СПГ в ЕС будет сокращаться. По оценке Норвежского нефтяного директората, добыча традиционного газа к 2020 года также снизится. При наличии «Северного потока-2» и из-за конкуренции между поставщиками СПГ цены на это топливо к 2020 году упадут на 4–13%. Экономия конечных потребителей в Европе составит до 8 млрд евро за два-три года.

В то же время ущерб Украины от пуска в эксплуатацию «Северного потока-2» очевиден. Даже после снижения поставок российского газа по трубопроводной системе Незалежной в Европу этот транзит приносит Киеву до $2 млрд в год. Для Украины, которая в ближайшую пятилетку намерена снижать госдолг на $15 млрд ежегодно, потеря стабильно платящего контрагента в лице России приведет к еще большему дефициту бюджета.

Пока борьба Киева с российским газопроводом не приводит к желаемым результатам. Европа осознают, что бесперебойная работа украинской газотранспортной системы (ГТС) требует внушительных вложений.

По словам главы «Нафтогаза» Андрея Коболева, минимальные инвестиции в стабильную работу ГТС составляют $200–300 млн в течение пяти-семи ближайших лет ежегодно. Это подсчеты Mott MacDonald, по заданию Киева определившей размер инвестиций для эксплуатации системы.

Оценка независимых экспертов превышает эту сумму на порядок — до 2019 года украинцам необходимо вкладывать в газовые магистрали до $2–3 млрд в год для того, чтобы их состояние не привело к катастрофе, как в Баумгартене.

Восполнить инвестиционную копилку Киев вновь собирается за счет населения. Как отмечается в правительственном анализе проекта финансового плана «Нафтогаза», в 2018 году цены на газ на Украине могут вырасти на 73%. «Если перебои с поставками продолжатся, цены останутся высокими и исправить не будет возможно ничего», — считает главный аналитик Wood Mackenzie Ltd Массимо Ди-Одордо.

Тем не менее на Западе у Киева остаются союзники. В первую очередь Польша, для которой создание «Северного потока-2» также грозит финансовым уроном. В начале января польский премьер Матеуш Моравецкий предпринял попытку запретить возведение газопровода. Он добился встречи с американским госсекретарем Рексом Тиллерсоном и возможности оштрафовать все европейские компании, ставшие участниками газового альянса.

Тиллерсон обещал подумать. Не секрет, что американские корпорации, добывающие сланцевый газ, вынашивают планы экспансии на европейские рынки. Польша хочет воспользоваться ситуацией. Ее национальная нефтегазовая корпорация PGNiG первой в Евросоюзе заключила в 2017 году пятилетний контракт на поставку СПГ из Штатов. Однако это сырье будет следовать через терминал в городе Свиноуйсьце, загруженность которого составляет всего 5 млрд кубов газа в год. Этот транзит не покроет даже запросов польской столицы, не говоря уж об остальных европейских покупателях.

По мнению старшего аналитика ФК «Уралсиб» Алексея Кокина, ЕС вряд ли примет предложение Варшавы, но задержать реализацию проекта он способен. «Правда, для проектов такого масштаба задержка в несколько месяцев — норма», — полагает эксперт.

На американский сланцевый газ рассчитывают и в Прибалтике. Тем не менее каждый танкер, транспортирующий сжиженное топливо из США, тратит на это не менее месяца, тогда как цены на горючее оказываются намного больше, нежели российское сырье. «Пока американские цены не могут сравняться с российскими. Тысяча кубометров СПГ США в осенне-зимний период обходится европейцам в $265. Стоимость топлива «Газпрома», даже с учетом подорожания с начала года, не превысит $200. Подобная статистика подтолкнет Брюссель к окончательному решению в пользу реализации «Северного потока-2», — полагает начальник аналитического департамента УК «БК-Сбережения» Сергей Суверов.

«Американцы хотят войти в Европу через дверь Польши. Их шаги диктуют соображения исключительно геополитического характера, а цель — взаимопроникновение с дальнейшим доминированием на энергетическое пространство Европы», — полагает замглавы Международной школы бизнеса РГУ нефти и газа им. Губкина Людмила Студеникина.

Сейчас российская монополия готовится к прохождению разрешительных процедур в Финляндии, Швеции и Дании. Получить одобрение тамошних инстанций более затруднительно, чем в Германии. В ноябре 2017 года против российского проекта выступил Копенгаген, пригрозивший запретить строительство «Северного потока-2» в своих водах.

Впрочем, изданный датским парламентом закон противоречит международным требованиям. Согласно Конвенции ООН по морскому праву, ограничение на прокладку трубопроводов равнозначно запрету на свободу мореплавания. Кроме того, по словам замгендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, если Дания будет настаивать на применении новой законодательной статьи, то «Газпром» сможет найти альтернативный маршрут для укладки трубы.

Отказ от «Северного потока-2», в который европейские энергокомпании, по словам финдиректора Nord Stream Пола Коркорана, только в 2017 году вложили более 3 млрд евро, сохранит зависимость Старого Света от Украины. Однако, как полагает Гривач, европейские страны будут выбирать экономический приоритет при определении будущего этого проекта и отодвинут на задний план политическую поддержку Киева.

Вашингтону «Северный поток-2» помешает выбросить Россию на вторые роли среди стран, обеспечивающих энергобаланс Европы, и укрепиться на месте главного поставщика голубого топлива в Европу.

Существует и норвежский фактор. По подсчетам местной газовой компании Gassco, на долю газа из Норвегии в 2017 году пришлась почти четверть европейского рынка голубого топлива. Прошлый год стал рекордным по поставкам норвежского газа на континент и в Великобританию. Объем газа из королевства вырос на рекордные 8%.

В будущем рекордов не предвидится. В исследовании Международного энергетического агентства отмечается, что по мере снижения собственной добычи газа Европа все больше зависит от импорта голубого топлива, спрос на которое в этом году вырастет там на 7 млрд кубометров. Основным поставщиком останется Россия.

Наращивание экспортных мощностей СПГ на Атлантическом побережье Америки, как и приемных портов в Европе, пока не позволяет говорить об американском газе, как о серьезном факторе в энергобалансе ЕС. Не помогут и среднеазиатские производители. Поэтому Брюсселю остается надеяться только на топливо из нашей страны.

Брюссель в настоящее время старается удержаться на двух креслах — пытается сохранить энергетическое партнерство с Россией и подтверждает негативное отношение к политике нашей страны в международном пространстве.

Европарламент предложил внести в законодательство ЕС изменения в сфере регулирования поставок газа, в которых «могут возникать юридические коллизии». «Газопроводы, пересекающие границу ЕС, будут целиком подпадать под разные юрисдикции (Евросоюза и стран, не входящих в его состав). В случае противоречий между нормами ЕС и правилами другой стороны Еврокомиссия предлагает заключать отдельное соглашение со страной, из которой идет газопровод», — говорится в докладе Европарламента. «Директива предполагает, что нормы внутреннего рынка ЕС будут распространяться на трубу, которая не находится на территории ЕС и начинается в России», — отмечает Гривач.

Только с какой стати Россия должна подчиняться европейскому законодательству? — задается вопросом аналитик. В случае противоречий потребители должны заключить отдельное соглашение с поставщиком. Иными словами, Россия вступит в дополнительные переговоры с Европой по «Северному потоку-2», убеждая Брюссель, что поставки голубого топлива из нашей страны выгоднее и безопаснее поддержки Украины, расчета на американский СПГ и упования на норвежский газ, которого становится все меньше.






Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей