Главная проблема финансовой амнистии — недостаток доверия к власти Ближайшая рабочая неделя пройдет в Государственной думе под знаком амнистии капитала. В ускоренном темпе, буквально за пять рабочих дней, депутаты собираются принять законопроект о ней во всех трех чтениях. И в том, что так и будет, нет никаких сомнений: «Единая Россия», имеющая контрольный пакет голосов в парламенте, уже заявила о своей полной поддержке амнистии. фото: freeimages.com Соответственно, она заработает с 1 марта 2018-го и продлится ровно год. Чем вызвана такая спешка — понятно. Президентские выборы уже близко, а крупный капитал, как ни крути, важная и влиятельная электоральная группа, к которой и обращена данная инициатива властей. Вашим капиталам стало неуютно на заграничных счетах в результате роста геополитической напряженности и эскалации «войны санкций»? Возвращайте их домой, их тут ждут с распростертыми объятиями — таков смысл этого месседжа. Вопрос в том, услышит ли его большой бизнес. Во всяком случае, предыдущая попытка вернуть беглые капиталы, проводившаяся в 2015–2016 годах, закончилась полным провалом. Поначалу налоговая служба отчиталась о 2,5 тыс. полученных деклараций, затем министр финансов Антон Силуанов назвал более солидную цифру — 7,2 тыс. Но это все равно капля в море, тем более что практически никто из списка главных российских богатеев, судя по утечкам, в число декларантов не вошел. Справедливости ради отметим, что условия нынешней амнистии улучшены для бизнесменов по сравнению с предыдущей версией. Как и тогда, те, кто захочет вернуть деньги в Россию, ликвидировав свои иностранные компании, смогут сделать это без уплаты налогов — нулевая ставка налога на репатриацию капитала будет продлена до марта 2019 года. К тому же задекларировать можно будет не только открытые, но и закрытые до нынешнего года банковские счета и компании. А живущих за рубежом более полугода россиян избавят от валютного контроля. Наши денежные власти не скрывают, что ждут от предстоящей налоговой амнистии гораздо более весомых результатов, чем от прошлой. И шансы на это действительно есть, но связаны они вовсе не с усилиями наших чиновников и депутатов, а с объективным ухудшением условий хранения этих капиталов на Западе. С одной стороны, над крупным российским бизнесом навис дамоклов меч американских санкций. Пусть пока никаких ограничительных мер в отношении фигурантов «Кремлевского доклада» (а там поименованы практически все представители крупнейшего отечественного бизнеса) не принято, но это может случиться в любой момент. Уже сейчас, без всяких новых санкций, иностранные банки начинают давить на клиентов, некоторые все чаще отказываются работать с русскими деньгами — на всякий случай. С другой стороны, в мире усиливается и борьба с офшорами. В частности, с этого года более 70 стран согласились обмениваться информацией о банковских счетах российских резидентов с Москвой. Между тем история многих российских капиталов, вывезенных из страны, мягко говоря, сомнительна с точки зрения закона. А потому кое-кто из бизнесменов вполне может соблазниться возможностью легализовать свои средства с помощью механизма амнистии. Но даже при всех этих вводных встает во весь рост вопрос о доверии между бизнесом и властью. Формально весь наш русский список «Форбс» давно уже присягнул на верность Кремлю и не жалеет пиаровских усилий для обнародования своей «патриотической» позиции. Но при этом он предпочитает жить по принципу: «Слова словами, а денежки врозь». История с «басманным правосудием» залегла глубоко в подкорку российской бизнес-элиты, представители которой, надо полагать, ни секунды не сомневаются в том, что если государство решит их капиталы отобрать (или, к примеру, обложить каким-то новым налогом) — это будет проделано незамедлительно, и никакой российский суд этому не помешает. Да, сейчас власти едва ли не расшаркиваются перед представителями большого бизнеса: мол, милости просим ваши капиталы домой. Мы их не тронем и налоги платить не заставим. А уж расследования, суды и штрафы — вообще ни-ни! Но пройдут выборы, рассеются санкции, закончится срок амнистии — и как тогда поведут себя власти? Особенно если российская экономика так и не наберет ожидаемых темпов роста, бюджет останется дефицитным, а переменчивая нефтяная конъюнктура вновь испортится... Не превратится ли тогда государство из «доброго дядюшки» в «злого следователя»? А депутаты Госдумы, собирающиеся ныне с энтузиазмом голосовать за амнистию капиталов, не начнут ли активно пробивать новые налоги для богатых или того пуще — затеют пересмотр итогов «антинародной приватизации» 1990-х годов? Надо полагать, большой бизнес хорошо осознает реальность такого сценария. И риски считает гораздо лучше нас, простых смертных, — особенно если эти риски касаются его денег. Тем более что искать справедливость по закону дома будет затруднительно: в свежем мировом рейтинге верховенства права, презентованном влиятельной международной организацией World Justice Projeсt, Россия занимает позорное 89-место из 113 участников — ниже не только всех развитых стран, но и своих соседей по СНГ.
|