Новый глава ФРС США Пауэлл принесет доллару сюрпризы

Новый глава ФРС США Пауэлл принесет доллару сюрпризы

Биржевой пузырь давно надулся — не хватало лишь детонатора

В Америке сменился главный банкир. 3 февраля кресло председателя Федеральной резервной системы (ФРС) — центрального банка США официально займет ставленник Дональда Трампа Джером Пауэлл, сменяющий на этом посту отработавшую предыдущий четырехлетний срок Джанет Йеллен. Это не просто локальная внутриполитическая новость Соединенных Штатов. Ведь глава ФРС фактически становится к главному печатному станку в мире — тому, который выпускает доллары.

фото: pixabay.com

Джанет Йеллен — первая женщина, занявшая должность председателя ФРС США четыре года назад, — не получила шанса поработать на ней второй срок. И это весьма нетипично: на протяжении последних десятилетий все президенты США, демократы и республиканцы, переназначали председателей Федрезерва на второй срок. Руководить самым крупным и важным центробанком планеты — работа сложная, за четыре года человек, по сути, только осваивается в этом кресле.

Но Трампу законы не писаны. Он не хотел оставлять Джанет Йеллен не потому, что она не соответствует высоким требованиям, предъявляемым к председателю Федерального резерва, — соответствует в полной мере, таково единодушное мнение экспертного сообщества. Просто Йеллен — демократка, выходец из либеральной среды Нью-Йорка, которую Трамп хорошо знает (поскольку сам тоже из Нью-Йорка) и не любит. Он решил назначить на эту должность республиканца — и назначил, а Сенат США 23 января утвердил эту кандидатуру. Новым главным банкиром Америки стал Джером Пауэлл, который до этого уже входил в Совет управляющих Федеральной резервной системы.

Пауэлла утвердили легко и быстро: из 100 членов Сената 84 проголосовали за, и лишь 13 — против. С одной стороны, это понятно: Пауэлл был назначен в Совет управляющих ФРС пять с половиной лет назад президентом Обамой — значит, демократам не резон возражать против этой кандидатуры; а для республиканцев он вообще свой, однопартиец, назначенец Трампа.

С другой стороны, Пауэлл не имеет степени доктора экономических наук (которая считается крайне желательной на этом посту) или даже магистра экономики — у него другое образование. Он родился 64 года назад в Вашингтоне, в семье юриста, и сам тоже получил в 1979 году степень доктора юридических наук в Джорджтаунском университете. До этого в 1975 году он получил диплом бакалавра политических наук в Принстонском университете. Но экономический опыт у него есть, и солидный — он долго работал в разных кредитно-финансовых организациях, поэтому никто не подвергает сомнению его компетенцию.

После завершения образования Пауэлл работал в Нью-Йорке помощником судьи, потом в частной юридической фирме. Но уже с 1984 года началась его карьера в финансовой сфере: он проработал шесть лет в инвестиционном банке Dillon, Read & Co, где дослужился до должности вице-президента.

В 1990–1993 годах Пауэлл трудился в министерстве финансов США, где в 1992 году был назначен на должность замминистра по внутриамериканским финансовым делам (на эту должность его номинировал президент Джордж Буш-старший).

Потом через «вращающуюся дверь» между госструктурами и частным сектором Джером Пауэлл перешел из минфина в банковскую корпорацию Bankers Trust, где был управляющим директором. Позже вернулся в инвестиционный банк Dillon, Read & Co, где уже ранее работал. С 1997 по 2005 год был партнером в крупной инвестиционно-консалтинговой фирме The Carlyle Group.

Далее он был основателем частной финансовой корпорации Severn Capital Partners, управляющим партнером фирмы Global Environment Fund (венчурный капитал в сфере «зеленой» энергетики), научным сотрудником вашингтонского «мозгового центра» Bipartisan Policy Center. На этой последней работе он трудился за зарплату $1 в год, занимаясь проблемой «долгового потолка» американского правительства. В декабре 2011-го Барак Обама номинировал его в состав Совета управляющих ФРС, и с мая 2012-го он приступил к этой работе, которую выполнял вплоть до нынешнего повышения.

Пауэлл совершенно не похож на тех экстравагантных персонажей, которыми Трамп наводнил свою администрацию, — таких, как скоропостижно ушедший в отставку с поста помощника президента по национальной безопасности экс-генерал Майкл Флинн, прославившийся своей «неординарностью» еще в годы воинской службы. Или еще более молниеносно вылетевший из своего кресла бывший директор коммуникаций Белого дома, желчный матерщинник Энтони Скарамуччи. Или лютый враг охраны окружающей среды Скотт Пруитт, которого Трамп поставил во главе природоохранного агентства. Или поборница частного образования Бетси Де Вос, которой Трамп доверил министерство образования (не частного, а государственного). Или быстро покинувший свой пост бывший «главный стратег Белого дома» ультраправый пропагандист-экстремал Стивен Бэннон.

Нет, Джером Пауэлл — абсолютно нормальный, компетентный и уравновешенный менеджер из того самого «вашингтонского болота», которое Трамп-кандидат грозился «осушить» после прихода в Белый дом. Пока скорее это «болото» затягивает неистового президента в свои недра: ему приходится воленс-ноленс соблюдать некие правила, действующие в истэблишменте, и назначать на определенные должности совсем не похожих на него людей. Глава ФРС — это фигура, которая по своему весу в мире даже превосходит президента США, за каждым словом этого человека следят рынки всей планеты. Поэтому назначить на этот пост кого-то неадекватного, типа Стива Бэннона, не мог даже Трамп, при всей его безбашенности.

Но, конечно, глава Белого дома ожидает от Пауэлла какой-то благодарности, личной преданности и совпадения с ним во взглядах на экономику. Насколько вероятно, что новый председатель ФРС оправдает его ожидания?

Журнал Fortune пишет о Джероме Пауэлле: «В декабре Йеллен назвала Пауэлла «участником консенсуса». Она отметила, и в этом с ней согласны многие наблюдатели, что он, по всей вероятности, будет продолжать проводимую Федрезервом стратегию постепенного повышения учетных ставок. С 2012 года, когда Пауэлл начал работать в Федрезерве, он голосовал за все принимавшиеся решения в области монетарной политики. Ожидается, что в 2018 году ФРС повысит учетные ставки три раза».

Зато, считают авторы статьи, «состоятельный бывший работник частной финансовой корпорации Carlyle Group», возможно, будет по-иному, чем это делал до сих пор Федрезерв, подходить к вопросу банковского регулирования. Позиции нового главы ФРС по данному вопросу в основном совпадают с взглядами Трампа: свободу бизнесу, долой ненужные ограничения!

А что считать ненужным? Да все, без чего можно обойтись. Обойтись же, если посмотреть в исторической перспективе, можно без всего — до 1913 года США обходились без центрального банка, то бишь Федрезерва. А государственное страхование вкладов и вовсе возникло лишь в 1930-е годы, после Великой депрессии, когда миллионы людей потеряли все, что имели, и остались без средств к существованию.

Пауэлл, правда, считает чрезмерно ограничительными не все чохом, а лишь некоторые из законодательных мер, принятых Конгрессом в 2010 году, в рамках закона о реформе Уолл-стрита. Этот закон принимали по свежим следам «Великой рецессии» — кризиса 2008–2009 годов, который поразил американскую и мировую экономику по вине кредитно-финансовых институтов США, занимавшихся азартными играми на деньги вкладчиков.

Банковский закон, принятый в 2010 году, является таким же недоделанным, как и принятая тогда же медицинская реформа: президенту Обаме приходилось находить компромисс с республиканцами в Конгрессе, иначе вообще ничего бы не было. Но даже куцый закон, обуздывающий банковский беспредел, — это лучше, чем развязывание рук финансовым воротилам с авантюрными наклонностями.

Однако Трамп так не считает, а Пауэлл... Насчет него аналитики пока гадают, что одержит в нем верх — разумная умеренность, приобретенная за годы работы в составе Совета управляющих ФРС, или лояльность по отношению к Трампу, а также опыт работы в частных инвестиционных компаниях, где в полной мере присутствуют риск и авантюризм?

Если вдруг в нем возобладает вторая тенденция, то хорошего ждать не приходится. Трамп уже начал демонтаж контрольных механизмов, созданных после кризиса: в частности, он сводит на нет роль ведомства по охране прав потребителей в финансовой сфере.

Если Пауэлл будет ему подыгрывать в потворствовании неуемному аппетиту Уолл-стрита, это может быстро привести к еще одной глобальной рецессии. Биржевой пузырь уже давно надулся до немыслимых размеров (котировки ценных бумаг растут год за годом, игнорируя все негативные факторы), и недостает лишь какого-то детонатора, «спускового крючка», чтобы он лопнул. От биржевой эйфории до биржевой паники — один шаг.

Кстати, в Америке есть немало экспертов, которые сомневаются в способности Пауэлла (с учетом отсутствия у него фундаментального экономического образования) «разрулить» кризис, если он вдруг произойдет, так, как это сделали его предшественники Бен Бернанке и Джанет Йеллен, увенчанные высокими научными степенями.

Эксперт Deutsche Bank Торстен Слок в своем недавнем анализе назвал новое руководство Федерального резерва потенциальным риском, причем высшего уровня, для мировых финансовых рынков в 2018 году. Этот риск не ограничивается персоной Джерома Пауэлла: Трампу предстоит заполнить три вакансии в составе Совета управляющих ФРС, который состоит из семи человек. Управляющие назначаются президентом США и утверждаются Сенатом на 14-летний срок. К слову, Йеллен имеет право оставаться в составе этого органа, но она уже объявила, что уйдет в отставку.

В общем, в руководстве ФРС большинство будут составлять назначенцы Трампа, и это не радует наблюдателей. Рынки любят стабильность, а не одержимость. Будем надеяться, что искомую стабильность обеспечит Пауэлл. Пока, во всяком случае, он держится в тени и избегает громких заявлений. Уже хорошо для чувствительных биржевых спекулянтов.

А чего ждать России? Да того же, чего могут ожидать все другие страны. Если вдруг грянет кризис, то он будет один на всех, никто не отсидится. Если просто будут по чуть-чуть повышаться американские учетные ставки и вследствие этого станет дорожать доллар — усилится давление на все остальные валюты, включая рубль. Но это может уравновесить подорожание нефти: считается, что рубль находится по отношению к ней в прямой зависимости, а доллар — в обратной.

Так что будем надеяться на лучшее и готовиться, на всякий случай, к худшему — так, как это делают разумные люди, заседающие в центробанках.

Между тем

Алан Гринспен, 91 летний легендарный американский финансист, который возглавлял Федеральную резервную систему с 1987 по 2006 год, предупредил американцев о двух экономических угрозах, с которыми может столкнуться их страна. «Есть два пузыря: пузырь на фондовом рынке и пузырь на рынке облигаций», — сказал он.

Перед этим ФРС сохранила ключевые ставки на прежнем уровне, однако в ближайшие годы ожидается рост процентных ставок, поскольку регулятор держит курс на постепенное ужесточение монетарной политики.

«В конце концов пузырь на рынке облигаций станет критическим фактором, но в краткосрочной перспективе он не так уж плох, — сказал по этому поводу Гринспен. — Но, очевидно, все идет к тому, что долгосрочные ставки существенно вырастут, и это, как вы понимаете, окажет очень важное воздействие на всю структуру экономики».

 






Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей