Год экологии поставил перед отраслью переработки вторсырья несколько важнейших задач, решить которые можно лишь в координации с законодателями Ряд шагов на пути к уменьшению загрязнения окружающей среды, экономии ресурсов и улучшения качества жизни людей уже сделан. В то же время инициативные представители отрасли сталкиваются с активным противодействием: от производителей готовых товаров — до групп лоббистов в парламенте. фото: pixabay.com На сегодняшний день Россия вышла на удовлетворительный — в сравнении с прошлыми годами — уровень переработки твердых коммунальных отходов. В частности, стремительно развивается макулатурный рынок: отрасли удалось достичь отметки в 3,2 миллиона тонн переработанной макулатуры в год. Впрочем, «запаса прочности» у отечественных переработчиков хватило бы и на четыре миллиона тонн ежегодно. Что же мешает переработчикам макулатуры развернуться на полную мощность? В первую очередь — отсутствие культуры ответственного отношения к отходам у россиян: современному японцу не нужно объяснять, что каждая банка, бутылка или прочитанная газета стоит денег, которые можно получить, распорядившись этим мусором по назначению — о чем наши соотечественники порой не задумываются. Совершенно не мотивирует россиян к ответственному отношению к отходам наличие налога на доходы физических лиц для сдачи макулатуры: по действующим сегодня архаичным нормам, для сдачи сырья на переработку придется предоставить паспортные данные — да еще и заполнить годовую налоговую декларацию, заплатив 13%. Такие условия отпугнули бы от грамотной утилизации мусора даже прагматичных японцев. Почти на два года в нижней палате парламента «завис» законопроект об отмене ставки НДФЛ на макулатуру. Его автор, депутат Госдумы Александр Фокин, считает, что НДФЛ на макулатуру является одной из главных причин современного варварского подхода к утилизации твердых бытовых отходов. «Мы выносим на помойку куски дерева и целые деревья, — возмущен текущим положением дел парламентарий. — У нас из 14 миллионов тонн образующейся макулатуры перерабатывается примерно три миллиона, остальное выбрасывается. Между тем, одна тонна бумаги — это примерно 14–17 деревьев, которые должны быть спилены». Казалось бы, нет ничего более убедительного, чем угроза истребления лесов. Однако в Госдуме думают иначе: по мнению противника закона, отмена НДФЛ на макулатуру может помочь неким криминальным структурам отмывать на этом деньги. «Если вы хотите отмыть миллион рублей, вам придется собрать 200 тонн макулатуры, а это десять еврофур бумаги, — парирует Фокин. — Даже бы если криминал начал это делать, представляете, сколько бы мы сэкономили деревьев, энергии, топлива и воды? Просто идиллия, и впору всем раздать медали. Другой вопрос, что не станет криминал этого делать. А вот граждане станут, если им не нужно будет ходить с паспортами и заполнять декларации». Тем не менее, думский комитет по бюджету и налогам эти доводы не впечатляют, продолжает Фокин: «Я уже полтора года пытаюсь убедить бюджетный комитет. У нас есть все оценки, и они показывают, что закон надо принимать. Все это понимают, только бюджетный комитет не понимает». А причина неприятия закона об отмене НДФЛ проста: это 100 миллиардов рублей, которые крутятся в лесопромышленной отрасли, отмечает парламентарий. «Собери мы из этих 12 миллионов тонн макулатуры хотя бы 5–7 миллионов, мы сделаем ненужной заготовку 60–70 миллионов деревьев. А это невыгодно не только лесопромышленникам, но и комбинатам, которые из древесины делают целлюлозу. Вот и вся причина». Кроме «зависшего» в Госдуме закона об отмене НДФЛ Фокину принадлежит и законопроект об отмене налога на добавленную стоимость на макулатуру, вывозимую за рубеж: этот документ был принят нижней палатой полтора года назад, однако срок его действия — всего два года. «Отмена НДС дает явный положительный эффект, — подчеркивает Фокин, сравнивая сферу переработки макулатуры с ситуацией вокруг реализации лома и отходов цветных и черных металлов в конце „нулевых“. — Как только был принят соответствующий закон, сразу прекратилось воровство и срезание проводов. Но ситуация с макулатурой — это еще более яркий пример: при фактической цене на макулатуру в Европе 100 евро за тонну, в России же именно вследствие существования возвратного НДС размером 18% она достигла 203 евро за тонну!» Отмена НДС для на макулатуру позволила полностью избавиться от манипуляций при экспорте переработанного сырья за границу, когда фирмы-однодневки возвращали себе суммы налога на добавленную стоимость. По данным депутата, в первом полугодии текущего года казна страны пополнилась на семь миллиардов рублей в виде НДС — дополнительно к тем миллиардам, которые не выплачены в виде 18% и тем самым сэкономлены. «Я думаю, что по итогам года сумма, поступившая в бюджет РФ благодаря этому закону, составит 13–15 миллиардов рублей. Исходя из очевидной эффективности этого закона, он должен работать и дальше, но существует огромное лобби, существуют силы, которое хотели бы его отменить. Почему? Потому что это большие финансовые потоки, это те самые миллиарды», — констатирует Фокин. Кроме того, Россия стоит на пороге резкого подорожания бумажной продукции из-за неконтролируемого вывоза макулатуры за рубеж. Сейчас из страны вывозят ежегодно порядка 200 тысяч тонн макулатуры: на фоне нежелания властей законодательно простимулировать отрасль переработки сырья это может привести к дефициту макулатуры на внутреннем рынке. Ранее государство регулировало экспорт, однако это была лишь временная мера, которую не стали продлевать. На сегодняшний день в условиях сырьевого дефицита как никогда остро стоит запрос на увеличение объемов продукции перерабатывающих предприятий: для стабилизации рынка вновь необходимо регулировать экспорт макулатуры за рубеж. Стоит отметить, эту меру поддержали представители регионального правительства. Замгубернатора Тульской области Вячеслав Федорищев и глава Пермского края Максим Решетников направили в Министерство экономического развития РФ свои рекомендации по преодолению дефицита макулатуры путем регулирования экспорта. По мнению региональных властей, повторное введение таможенной пошлины будет способствовать преодолению сырьевого дефицита и стабилизации рынка. Это, в свою очередь, обеспечит загрузку мощностей перерабатывающих предприятий, увеличение объемов производимой продукции и повышение уровня занятости населения и, как следствие, рост поступлений в региональные и федеральные бюджеты.
|