Официальная инфляция отстала от реального роста цен в 40 раз

Официальная инфляция отстала от реального роста цен в 40 раз

Дешевеет в стране только селедка под шубой

Россияне не верят в дешевый салат оливье и подешевевшую селедку под шубой — к такому выводу пришли в Центробанке, сравнив значение так называемых «новогодних индексов» с инфляционными ожиданиями граждан. Не зря же в ЦБ бросают все силы на борьбу с инфляцией: набор продуктов для оливье за год подорожал всего на 2 рубля, а для селедки под шубой даже подешевел на 4 рубля. «Но ощущение инфляции у людей гораздо выше», — сокрушается глава Банка России Эльвира Набиуллина и признается, что очень хочет добиться доверия населения к антиинфляционной политике регулятора и чтобы люди не «думали постоянно о росте цен».

фото: ru.wikipedia.org

Обрадовать людей несколькими рублями экономии на новогоднем столе — это была оригинальная попытка добиться доверия людей со стороны Эльвиры Набиуллиной, выступавшей, между прочим, по весьма серьезной финансовой проблематике в Госдуме. Но только едва ли люди поверят этим цифрам, когда ожидания и реальность отличаются в разы: при официальной инфляции в 2,6% населением она ощущается, согласно соцопросам, в 8,7% — то есть в три с половиной раза выше!

Как известно, инфляцию Росстат подсчитывает каждую неделю по ценам одного и того же набора продовольственных и непродовольственных товаров, а затем показатели складываются в месячную картину и суммируются в годовом измерении. Так вот, по итогам октября официальная инфляция составила 0,2%, а до этого и вовсе три месяца фиксировалась дефляция: средние цены не росли, а падали. То есть теоретически продукты должны были дорожать на какие-то копейки или даже дешеветь, но на практике цены росли в несколько раз быстрее официальной инфляции. За доказательствами далеко ходить не надо, достаточно просто сравнить чеки в магазинах в динамике нескольких месяцев. Исследовали из «Ромира» сделали это, и выяснилось, что в октябре средний чек россиянина вырос на 1,5%, или на 8 рублей, по сравнению с сентябрем. Это в среднем по стране, но жителям некоторых регионов пришлось раскошелиться еще больше — самый большой скачок был на Дальнем Востоке: там цены взлетели на 8,6%. То есть реальный рост цен от росстатовской инфляции отличается здесь в 43 раза!

Кстати, сумма среднего чека россиянина за один поход в магазин тоже озвучена — 532 рубля. Купить на эти деньги можно немного — хлеб, молоко, овощи, сыр да что-нибудь мясное, и то если повезет и подвернется промоакция со скидкой. Зато в «королевстве кривых зеркал», в котором, кажется, заблудился Центробанк, праздник, да и только: ведь на 500 с лишним рублей можно сделать три с половиной селедки под шубой (каждая по 150 рублей) и почти два тазика оливье — правда, не с мясом, как в традиционном рецепте, а с бюджетной вареной колбасой: именно ее стоимость вместе с другими ингредиентами учитывали при расчете «новогодних индексов».

Выступая в Госдуме и рассказывая об инфляции на примере салата оливье, Эльвира Набиуллина анонсировала, что в ближайшие три года ЦБ продолжит следовать по пути инфляционного таргетирования, стремясь к стабильному показателю в 4% за год. К слову, по итогам 2017 года, по ее прогнозам, будет и того меньше — всего 3%: это абсолютный рекорд за всю новейшую российскую историю.

Депутаты остались довольны политикой Центробанка, и пусть даже там немного переборщили со сдерживанием, главное, что до дефляции дело пока не дошло. В то же время кредитно-денежную политику в сторону смягчения ЦБ изменять не планирует, поэтому сильного понижения ключевой ставки, от которой зависят проценты по кредитам физлицам и бизнесу, ждать не приходится. Объемы кредитования, кстати, в стране растут, и в низкой ставке население ой как заинтересовано, а при низкой инфляции в нормальных экономиках ключевая ставка закономерно снижается. Но в Центробанке объяснили, почему люди не смогут в ближайшее время (или вообще никогда) брать ипотеку под европейские 0,5% годовых: видите ли, инфляционные ожидания населения в России слишком высоки.

Логика «железная»: получается, что люди сами виноваты в дорогих кредитах, потому что не верят в официальную инфляцию. Виноваты в том, что каждый месяц оставляют в магазинах все больше денег, хотя могли бы спокойно питаться дешевеющими оливье и селедкой под шубой. Виноваты, что не принимают альтернативную реальность властей, в которой цены замерли перед грозным ЦБ и существует только одна «правильная» инфляция.

Лучшее в "МК" - в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в




Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей