Деньги на кочку Минтранс подготовил законопроект, который обяжет водителей грузовиков и автобусов раз в пять лет подтверждать свою квалификацию. Правда, пока неясно, кто будет заниматься их аттестацией. фото: Наталия Губернаторова Все водители, управляющие грузовиками и автобусами, раз в пять лет будут обязаны подтверждать «квалификационные навыки» в специальных центрах. Компании, нанимающие водителей для перевозок, должны будут, в свою очередь, проверять наличие таких свидетельств у своих работников. Соответствующий законопроект подготовил Минтранс. Инициатива уже получила одобрение МВД. По мнению полицейских, мера поможет снизить аварийность с участием большегрузного транспорта. А вот Минтруд нововведения не поддержал. В его пояснительной записке подчеркивается, что оценка квалификации происходит на добровольной основе, а заключение, выдаваемое центром, лишь «подсказывает соискателям, какие навыки и умения надо приобрести, чтобы в дальнейшем пройти профессиональный экзамен». Межрегиональная ассоциация автошкол предложила властям другую схему — обязать водителей-профессионалов проходить регулярную проверку знаний не в центрах независимой оценки, а в образовательных организациях. Сейчас в Минтрансе собирают поступившие замечания и предложения. Доработанный законопроект планируется разместить на портале Regulation.gov.ru. «От одной новой проверки безопасность движения на дорогах лучше не станет, — полагает советник председателя профсоюза водителей-профессионалов Сергей Айнбиндер. — Водитель-профессионал и так не заинтересован коллекционировать нарушения, ведь его за штрафы наказывает рублем работодатель. Это типичная для российских чиновников инициатива — создать близкую им структуру для отъема денег у участников рынка. Я сомневаюсь в эффективности этой меры». «Законопроект Минтранса, безусловно, поможет бороться с непрофессионализмом водителей и потенциально снизит количество аварий на дорогах. Тем более что подобная практика уже успешно применяется в Европе, — отметил директор по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК «Деловые линии» Александр Лашкевич. — Однако к новому предложению есть и вопросы. К примеру, кто будет заниматься обучением водителей и их аттестацией? Кто будет выбирать программу обучения? Не превратиться ли хорошая идея в формальность, которая будет далека от реальности?» Также непонятно, как быть транспортным компаниям, у которых уже отлажен процесс подтверждения квалификации водителей и присвоения классности, где существуют утвержденные программы обучения. «Сегодня в первую очередь необходимо сформировать и утвердить профессиональный стандарт для водителей, осуществляющих трудовую деятельность в области пассажирских и грузоперевозок, который станет обязательным для соблюдения всеми работодателями на территории РФ вне зависимости от формы собственности. Стандарт должен разрабатываться при активном участии профессионального сообщества. И возможно, именно в этот документ и стоит включить в законопроект», — подчеркнул Александр Лашкевич.
|