Преимущества и недостатки отечественного «пластика» Национальная платежная карта «Мир» продолжает проводить в жизнь программу кэшбэк-сервиса, в рамках которой ее владельцы могут возвращать часть потраченных на покупки или оплату услуг денег на свои счета. Такая опция уже доступна миллионам работников государственных ведомств, получающих зарплаты в безналичном порядке. До конца этого года преимуществами программы смогут воспользоваться жители Новосибирска, Дальнего Востока и Крыма. Впрочем, не обходится и без «подводных камней» — пока кэшбэк-сервис не распространяется на клиентов Сбербанка, по картам которого получают зарплаты большинство работников бюджетной сферы России. Когда два года назад была выпущена первая национальная платежная карта «Мир», многие скептики усомнились в необходимости и эффективности этого шага. Россияне давно привыкли к тому, что все проекты, диктуемые и навязываемые государством, оборачиваются излишними заботами и хлопотами. Поэтому карте «Мир» пришлось доказывать свои преимущества перед зарубежными платежными системами. Одним из шагов в этом направлении стало внедрение кэшбэк-сервиса, позволяющего владельцам карты «Мир» не только снимать деньги с банкоматов или оплачивать ей покупки в магазинах, но и извлекать из этих операций дополнительную выгоду. Обещает лояльность «Мира» довольно много, но принесет ли она пользу своим владельцам на самом деле? Чтобы это понять, нужно сравнить программу, предлагаемую картой «Мир», с аналогичными преференциями, которыми давно пользуются клиенты российских банков и владельцы накопительных карт торговых предприятий. На первый взгляд, принцип действия всех карт одинаков — чем больше операций делаешь по карте, тем больше скидок получаешь. Однако есть и разница. Большинство банков и магазинов начисляют клиенту на карты специальные именные баллы, дающие ограниченные возможности для их использования. Монетизировать такие баллы зачастую невозможно. Карта «Мир» в свою очередь предлагает опцию «кэшбэк», которая дает возможность возвращать часть потраченных по карте средств. То есть, речь идет о «живых деньгах», которые можно использовать на иные необходимые цели. Причем воспользоваться такой опцией можно не только в дорогих магазинах и ресторанах, не доступных большинству граждан, но и в самых скромных по ценам торговых точках. Для примера, потратив в сети ресторанов быстрого питания McDonald's не менее 500 рублей, можно вернуть 15% от покупки. При этом клиент сохраняет право получать бонусы от банка, выпустившего карту «Мир» и присоединившегося к кэшбэк-сервису, а таких в России уже более тридцати. Программа возврата денежных средств за покупку уже показала себя в деле в Москве и Московской области. В ноябре-декабре к ней обещают подключить Санкт-Петербург, Новосибирск, Казань, Крым и Дальний Восток. Всего до конца года, прогнозирует коммерческий директор Национальной системы платежных карт Сергей Радченков, программа лояльности станет доступной миллиону россиян. В будущем на карте «Мир» планируются к запуску различные выгодные функции, например, транспортная — картой можно будет оплачивать все виды отечественного транспорта. Также планируется выпуск студенческих карт, по которым учащиеся вузов смогут узнавать свои оценки, и социальных карт, дающих право на получение социальной поддержки. В июле 2017 года вступило в силу законодательное требование, согласно которому все новые сотрудники бюджетных организаций и выходящие на пенсию граждане получают выплаты на счета, привязанные к картам «Мир». К июлю будущего года на карты «Мир» должны перевести всех сотрудников госпредприятий и людей, получающих социальную бюджетную и внебюджетную помощь. К 1 июля 2020 года на карты «Мир» переведут всех пенсионеров. Скептики опять могут возразить, что это элементарная «обязаловка», и гордиться заслугами, которые зарабатываются за счет господдержки, не стоит. Это спорный вопрос. Тот факт, что с декабря 2016 года по ноябрь 2018 года количество выпущенных карт «Мир» выросло более чем в десять раз — до 25 млн единиц, а количество операций увеличилось с 1 млн в январе до 80 млн в октябре, действительно наводит на мысль, что дело не в протекции государства, а люди картами пользуются для оплаты покупок. Вместе с этим, очевидно, что опции, которыми обладает карта «Мир», придают ей не только коммерческий, но и социальный характер, так как пользователями российской платежной системы являются самые незащищенные слои населения — бюджетники, пенсионеры и студенты. Впрочем, нельзя не упомянуть о недостатках, к сожалению, пока программа лояльности, внедряемая в отношении карты «Мир», не затрагивает клиентов Сбербанка, по картам которого получают зарплаты большинство отечественных работников бюджетных сфер и пенсии вышедшие на заслуженный отдых россияне. Все они не могут сейчас воспользоваться опцией «кэшбэк-сервиса» и экономить свои и так не слишком большие доходы. В связи с этим говорить о полноценном социальном характере карты «Мир» пока рано. Роман Николаев
|