Население спускает заначки на «черный день» Сберегательная модель распределения доходов больше не греет сердца российского населения. По оценке экспертов РАНХиГС, все больше наших соотечественников предпочитают не прятать деньги «под матрас» или вносить их на банковский депозит, а сразу тратить, видимо, не надеясь на дальнейшее укрепление рубля и снижение цен. Аналитики уверены, что это следствие падения реальных доходов россиян, которое продолжается четвертый год подряд: в условиях низких зарплат и растущих цен накопить достойную сумму на «черный день» невозможно, да и откладывать нужные покупки больше не получается. фото: Геннадий Черкасов Как говорится в ежемесячном мониторинге РАНХиГС, в январе-августе 2017 года доля расходов населения, которые используются на покупку товаров и оплату услуг, выросла с 74,5% до 76,3%. Вместе с этим, доля сбережений снизилась — примерно с 10% до 7%. В свою очередь, статистика исследовательского холдинга «Ромир» свидетельствует об увеличении «среднего чека» — суммы, которую покупатели расходуют за один поход в магазин. В августе она выросла на 3%, а в сентябре — еще на 1,2%. В денежном эквиваленте разовый среднестатистический шоппинг составляет теперь 524 рубля. Более того, люди не боятся влезть в долги, чтобы удовлетворить свои покупательские амбиции. С начала года объем задолженности населения по потребительским кредитам вырос почти на четверть и вплотную приблизился к отметке в 12 трлн рублей. Ряд экспертов в такой тенденции усматривает положительные признаки, говорящие об оживлении экономики. «Все устали постоянно жить в режиме жесткой экономии. Люди могут позволить больше покупать в кредит. У многих возникло ощущение, что можно больше тратить и нужно жить сегодняшним днем. Поэтому мы наблюдаем рост потребления на фоне скромных экономических показателей», — считает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. По словам финансового аналитика FxPro Александра Купцикевича, еще одна причина изменения динамики расходов населения обусловлена отложенным спросом, который после провала потребления в минувшие два-три года, постепенно начал восстанавливаться. «Ставки по банковским депозитам все менее привлекательны, а кредиты — все более доступны. Ставки по ипотеке находятся на рекордно низком уровне. Наблюдается резкое снижение ставок и по обычным кредитам», — отмечает эксперт. Впрочем, эксперты РАНХиГС придерживаются иной точки зрения. По их мнению, россияне исчерпали возможности следовать сберегательной модели поведения. Несмотря на то, что зарплаты в среднем за восемь месяцев этого года выросли почти на 3%, реальные доходы населения сократились на 1,2%. По мнению главы маркетинговой группы «Алехин и партнеры» Романа Алехина, отказ от сберегательной модели поведения объясняется во многом тем, что в последние месяцы резко замедлилась инфляция (по оценке Минэкономразвития, по итогам года она упадет до 2,7-3,2%). «Цены практически достигли «потолка» и продавцам нет смысла их поднимать, так как это снизит спрос. Курс рубля укрепился. При достаточно спокойной геополитической обстановке это создает благоприятные условия для потребления. Самое время покупать товары, пока цены не повысились, и приобретать путевки, пока курс рубля стабильный. Копить деньги большинство граждан не видит смысла, так как их реальная стоимость может рухнуть», — отмечает эксперт. Читайте материал по теме: Стоит напомнить, что к сберегательной модели использования доходов наши соотечественники перешли осенью 2015 года. Причем, по тем же причинам, по которым они в настоящее время выбирают схему увеличения своих покупок. Как отмечало два года назад Минэкономразвития, снижение расходов на товары и услуги тогда было также вызвано непрекращающимся падением реальных доходов. Находясь в аналогичных условиях, в настоящее время большая часть жителей страны выбирает прямо противоположную стратегию, считая, что при нынешнем уровне доходов откладывать деньги на будущее фактически бесполезно — много все равно не накопишь! Поэтому лучше незамедлительно избавляться от наличных, превращая их в полезные товары. Вечерняя рассылка лучшего в «МК»: подпишитесь на наш
|