Нефть на распутье: какие цены ждут рынок в 2018 году фото

Нефть на распутье: какие цены ждут рынок в 2018 году фото

Главные факторы, которые будут влиять на стоимость энергоресурсов

В конце сентября стоимость барреля выросла до максимальных значений с конца 2016 года — контракты с поставкой европейской марки Brent в ближайший месяц превысили $59, за американскую WTI стали давать более $52. Но до психологического рубежа в $60 все-таки дотянуться не удалось — рост цен прекратился и начался откат. Будет ли новый штурм и к чему готовиться в ближайшие месяцы?

Как долго ОПЕК+ сумеет противостоять странам, которые увеличивают производство нефти? Фото: opteckscam

Сначала следует понять, из-за чего цены забрались так высоко. В настоящее время на нефтяном рынке, как всегда, нет недостатка в факторах, оказывающих разнообразное влияние на ценовую динамику.

Были факторы сезонные. Это прежде всего очередной сезон карибских ураганов, которые на этот раз серьезно угрожали инфраструктуре нефтедобычи и переработке США. Ураган, как и любое стихийное бедствие, вызывает у рынка защитную реакцию в виде роста цен. Но не все так просто. Следует обратить внимание на разницу в приведенных максимальных ценах на нефть американской марки WTI и европейской Brent. Максимальный разрыв между ними, а точнее, отставание в цене американской нефти — тоже следствие урагана, снизившего спрос на этот сорт со стороны остановившихся НПЗ. Учитывая значительные объемы сырья, уже находящегося в танкерах, остается признать, что ураган «Харви» сделал экспорт американской нефти самым динамичным.

Тогда возникает вопрос, почему так резко подорожала нефть марки Brent? Здесь тоже существует дополнительный сезонный фактор, действовавший, конечно, и в США. Это пик сезона отпусков с традиционно повышенным спросом на бензин. Но ему одному совершенно не под силу так высоко поднять цены.

Есть и специфический геополитический фактор — состоявшийся референдум, высказавшийся за независимость иракских курдов. Зона нестабильности распространяется и на районы, откуда нефть по трубопроводу поступает до турецкого порта Джейхан. Это опять расширяет разрыв между ценой на Brent и WTI. Европейский сорт снова может уйти в значительный отрыв.

Решающим фактором, вытолкнувшим цену нефти наверх, были результаты деятельности расширенного нефтяного картеля в составе ОПЕК и стран, присоединившихся к ограничению добычи нефти.

В конце сентября в Вене прошло заседание мониторингового комитета ОПЕК+, который призван отслеживать, как страны, принявшие на себя обязательства по заморозке добычи нефти, соблюдают эти условия. Комитет также уполномочен давать рекомендации по корректировке условий соглашения. Он собирается один раз в два месяца. В него входят представители Саудовской Аравии, Венесуэлы, Кувейта, Алжира, Омана и России.

Стоит напомнить, что ОПЕК и ряд не входящих в организацию стран договорились в конце 2016 года в Вене о сокращении своей добычи нефти суммарно на 1,8 млн баррелей в сутки с октябрьского уровня, из которых 300 тысяч приходится на Россию. Соглашение было заключено на 1-е полугодие 2017 года. В мае срок его действия был продлен на девять месяцев — до конца марта 2018 года.

Начиналось это заседание тревожно. В Вену не прибыла ключевая фигура конструкции ОПЕК+ — министр энергетики Саудовской Аравии Халид аль-Фалих. Но, как выяснилось, это был знак не тревоги, а уверенности в том, что все под контролем и движется в нужном направлении.

Главных результатов прошедшего заседания мониторингового комитета можно насчитать три.

Во-первых, соглашение соблюдается. Есть помесячные колебания в уровнях общей добычи, но в целом самоограничение выполняется. Ранее страны-нефтепроизводители особой дисциплиной в выполнении своих договоренностей не отличались, но это не распространяется на выполнение сделки ОПЕК+. Решающий фактор успеха реализации соглашения — неформальная ответственность Саудовской Аравии за его выполнение странами ОПЕК и России — за соблюдение дисциплины примкнувшими к ОПЕК странами.

Во-вторых, хотя никаких рекомендаций о будущем продлении соглашения не последовало (министр нефтяной и горнорудной промышленности Венесуэлы Эулохио дель Пино сообщил журналистам, что решения по венскому соглашению могут быть приняты в ноябре, а министр энергетики России Александр Новак считает, что решение по поводу продления венского соглашения может быть принято не раньше января 2018 года), мониторинговый комитет сделал важный дальнейший шаг по ужесточению контроля за сокращением предложения нефти на мировой рынок.

Дело в том, что до сих пор речь шла об ограничениях и соответствующих квотах только в добыче нефти. Но на рынок за пределы стран ОПЕК+ поступает экспортируемая ими нефть. Есть страновые резервы нефти и разница в уровнях ее добычи и экспорта. Теперь по инициативе Саудовской Аравии отслеживание уровня экспорта будет частью работы технического комитета, который будет передавать свои выводы министерскому комитету. Это сократит возможности формального соблюдения ограничений по добыче при росте объемов экспорта за счет данных о нефтепереработке и ее запасах.

В-третьих, в работе мониторингового комитета впервые приняли участие представители Ливии и Нигерии. Эти страны, входящие в ОПЕК, пока освобождены от обязательств по сокращению добычи в рамках венского соглашения, поскольку их нефтяная промышленность сильно пострадала от внутренних вооруженных конфликтов.

По данным Международного энергетического агентства (МЭА), в августе добыча нефти в Нигерии выросла на 20 тысяч баррелей в день — до 1,66 миллиона баррелей в день. Добыча в Ливии при этом снизилась на 140 тысяч баррелей в день, что связано с блокировкой работы месторождений вооруженными группировками. В результате добыча в Ливии опустилась до 870 тысяч баррелей в день.

Министр нефти Нигерии Эммануэль Ибе Качикву заявил, что его страна может присоединиться к венскому соглашению, если выйдет на добычу 1,8 миллиона баррелей нефти в день. Ливия же пока так далека от восстановления своего уровня добычи нефти, что конкретных цифр не называется.

Итак, страны ОПЕК+ продемонстрировали в Вене, что намерены продолжать свою политику, на что рынок и отозвался.

Нефть на распутье: какие цены ждут рынок в 2018 году фото фото: Иван Скрипалев

Вопрос, однако, в том, как долго ОПЕК+ сумеет самоограничением в добыче, а теперь и в экспорте нефти противостоять наращиванию нефтедобычи в США. Есть позиция, что успех традиционных нефтедобытчиков временный. Ее высказывает, например, аналитик Амирита Сен из консалтинговой компании Energy Aspects, он считает, что ОПЕК сумела добиться равновесия спроса и предложения на нефтяном рынке и, таким образом, добилась повышения нефтяных котировок, но такая ситуация продлится недолго.

Сен и те, кто с ним согласен, опираются на данные из последнего доклада Международного энергетического агентства (МЭА). Согласно расчетам МЭА, если добыча стран — членов ОПЕК будет составлять 32,7 млн баррелей в сутки, а в августе суммарная добыча была 32,78 млн, то на рынке в конце 2018-го будет избыток предложения в объеме 300 тыс. баррелей в сутки. Избыток предложения образуется из-за увеличения добычи в странах вне ОПЕК+, прежде всего в США, а также в Канаде, Бразилии и Казахстане. В связи с этим делается далеко идущий вывод: ОПЕК стратегически проигрывает американским сланцевым компаниям.

Здесь есть, ну куда же от него деться, и сезонный фактор: сезонное повышение спроса на моторное топливо в развитых странах уже позади, впереди «яма спроса», когда автомобильный сезон позади, а отопительный еще не наступил. Так что праздник высоких цен на нефть может оказаться недолгим.

Но гораздо мощнее долгоиграющие факторы. Американские сланцевые компании продолжают наращивать добычу, которая в этом году может достигнуть исторически рекордных значений, превысив 9,8 млн баррелей в сутки. Именно сланцевая нефть является угрозой росту нефтяных котировок, поскольку американские компании продолжают вкладывать огромные суммы в разработку сланцевых структур, прежде всего в Permian Basin. Так, только Chevron в 2018 году планирует инвестировать в разработку этой провинции около $4 млрд c целью довести добычу на этой сланцевой структуре до 400 тыс. баррелей в сутки в течение ближайших лет. Согласно прогнозу второй крупнейшей нефтяной компании США, к 2020 году добыча в пределах Permian Basin возрастет до 3,8 млн баррелей в сутки — на 1,4 млн баррелей больше, чем текущий показатель.

Пока планы расширения сланцевой добычи остаются планами. На рынке налицо условный и хрупкий ценовой баланс. Однако выше вероятность, что раскачать его смогут именно сланцевики, хотя и перед ними немало проблем — сокращаются зоны прибыльной добычи, остается большая задолженность, которая не в пользу расширения добычи при уровне цен, не обеспечивающих расплату по долгам.

В любом случае самоограничительную стойкость ОПЕК+ ждут серьезные испытания. А продолжающаяся борьба между ОПЕК и сланцевиками может привести к новому рывку цен вниз.

Свою лепту в реализацию такого сценария может внести и валютный рынок. Если ФРС США перейдет к более активному подъему ставки, а в пользу такого развития событий говорит и переосмысление пороговой инфляции — в своем последнем выступлении председатель ФРС Джанет Йеллен заявила, что необязательно переходить к более активному ужесточению денежной политики, дождавшись выхода инфляции на уровень в 2%, есть и налоговые инициативы Дональда Трампа, которые, если дело дойдет до их реализации, могут подтолкнуть ставку ФРС вверх, — то рост курса доллара станет еще одним аргументом снижения цены нефти.

Анна БОДРОВА, старший аналитик «Альпари»:

Цены на нефть забрались в прошлом месяце слишком высоко на фоне ураганов в Мексиканском заливе, активности Ливии, увеличения добычи странами ОПЕК в целом и Саудовской Аравией в частности. Слишком бурный рост цены на сырье (+8,25% для марки Brent и +6,12% для марки WTI) потянул за собой закономерные сомнения в потенциале продолжения покупок. Инвесторы предпочли зафиксировать часть прибыли и посмотреть, что будет дальше.

Между тем запасы сырой нефти в мире остаются высокими, конкретно в США они находятся на пятилетнем максимуме. Сезонный спрос на топливо в Штатах снижается, что вынудит запасы расти вкупе с эффектом плановой приостановки ряда НПЗ. Сланцевые компании США намерены разогнать добычу еще больше, что позволит нарастить и экспорт. Похоже, что рынок нефти готов к продажам, но предпочитает дождаться более подходящего момента для начала снижения.

Марк ГОЙХМАН, ведущий аналитик ГК TeleTrade:

На нефтяные цены воздействует прежде всего фундаментальное соотношение спроса и предложения, а во вторую очередь — рыночные ставки доходности финансовых инструментов и курсы валют. Пределы роста производства сланцевой нефти близки к максимумам. Сейчас в США добывается более 9,5 млн барр./сутки, на следующий год предполагается уровень 10 млн барр./сутки. В случае если не произойдет резкого увеличения добычи в ОПЕК+ по окончании соглашения во втором квартале 2018 года, баланс на рынке сохранится. Это поддержит цены примерно на текущих уровнях $50–55/барр. по марке Brent. При этом ужесточение финансовых условий в США, в частности повышение процентных ставок ФРС, действительно может уменьшить прибыльность спекулятивных вложений в нефть как финансовый инструмент, но воздействие этого фактора будет весьма ограничено.

Самое интересное за день в «МК» - в одной вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в




Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей