Почему «дочка» госкорпорации получила убыток в 20 млрд рублей и причем здесь ОАО «РЖД» Правительству России предстоит погасить непростой конфликт, который разгорается между двумя тяжеловесами – «Ростехом» и «Российскими железными дорогами». Уже сейчас ясно, что он не обойдется без громких уголовных дел, а государству придется потратить на него круглую сумму. фото: pixabay.com Чуть менее года назад «Ростех» получил в свое распоряжение знаменитый «Уралвагонзавод» со всеми его дочерними структурами. В числе прочего, госкорпорации досталось предприятие «УВЗ-Логистик» (УВЗЛ), которое имеет гигантский парк железнодорожных полувагонов и такие же гигантские убытки. Причина: УВЗЛ не оперирует подвижным составом, прежнее руководство компании сдало 50 000 вагонов в аренду по бросовой цене. Сделка состоялась в конце 2015 года, арендатором выступила «Федеральная грузовая компания» (ФГК), находящаяся под контролем РЖД. По договору между УВЗЛ и ФГК последняя должна платить владельцу вагонов по 490 – 550 рублей в сутки без НДС за одну единицу техники. В то время, как в среднем по рынку это стоило 800-900 рублей. . По самым скромным подсчетам, за два неполных года контракт с «УВЗ-Логистик» позволил им заработать десятки миллиардов рублей. Тем временем, УВЗЛ за время сотрудничества с ФГК потерпела убытки в 20 млрд рублей, ее потери из-за фиксированной ставки на аренду вагонов составляют не менее 500 млн рублей в месяц. Большую часть своего парка «УВЗ-Логистик» получила по договорам лизинга, а потому одна единица подвижного состава обходится ей в среднем в 550 рублей о, то есть меньше, чем компания получает от сдачи вагонов в аренду. Интересно, бывший генеральный директор УВЗЛ Дмитрий Еремеев, который и подписал контракт с ФГК, осознавал последствия своего решения? О том, что предприятие в итоге окажется в долговой яме? Вскоре после сделки между «УВЗ-Логистик» и «Федеральной грузовой компанией», он получил хорошую должность в этой «дочке» РЖД. «Таким образом, здесь может усматриваться конфликт интересов или даже сделка с аффилированной компанией» - комментирует ситуацию «Росбалт». Дыру в балансе УВЗЛ теперь придется затыкать государству в лице «Ростеха», а тот, в свою очередь, хочет вернуть «дочке» подвижной состав. Новое руководство «УВЗ-Логистик» сможет самостоятельно оперировать вагонами, либо сдаст их в аренду на более выгодных условиях. Однако еще при Еремееве железнодорожники подготовились к такому развитию событий, согласно договору с ФГК, в случае его досрочного расторжения собственник вагонов должен будет заплатить неустойку в размере 4 млрд рублей. Действие контракта заканчивается в 2018 году. Если он будет выполнен в полном объеме, убытки УВЗЛ могут вырасти в несколько раз. Погасить этот конфликт можно только на самом высоком уровне. Известно, что вице-премьер Аркадий Дворкович уже обсуждал ситуацию с президентом ОАО РЖД Олегом Белозеровым, но никаких конкретных решений пока не принято. На этом фоне стоит добавить, что помимо катастрофических убытков дочерней структуры «Ростеха», действия ФГК нарушают антимонопольное законодательство. «Федеральная грузовая компания» как минимум дважды попадала в поле зрения ФАС, в 2015 и 2016 годах некоторые грузоотправители столкнулись с троекратным повышением ставок на предоставление полувагонов. Правда, единственной санкцией в отношении «дочки» РЖД в этом случае стал штраф в размере 400 тысяч рублей. Без быстрой и грамотной помощи «УВЗ-Логистик» может грозить банкротство. Уставный капитал предприятия с многомиллиардными убытками составляет всего 1 млн рублей. Именно по такой цене весной 2017 года структуры ОАО РЖД попытались выкупить 100% УВЗЛ. Сделке помешала антимонопольная служба. В ФАС посчитали, что приобретение такого крупного вагонного парка позволит железнодорожной империи окончательно подмять под себя рынок грузоперевозок. Хотя, стремлению железнодорожников купить УВЗЛ можно найти и другое объяснение. Некоторые наблюдатели считают, что гораздо эффективнее было бы вмешательство правоохранительных органов, и видят неплохие перспективы как минимум для двух уголовных дел. Возможно, это была далеко не единственная сделка с признаками аффилированности, которую заключило бывшее руководство «УВЗ-Логистик». В этой ситуации выкупить проблемную фирму и растворить ее документацию в гигантской монополии может показаться привлекательным решением. Для наблюдателей вся эта ситуация интересна тем, сумеет ли глава «Ростеха» Сергей Чемезов защитить интересы корпорации в условиях такого масштабного противодействия?
|