Почему «горят» социальные фонды? Приходилось слышать, что сегодняшние зрители не понимают фразу из самого кассового фильма СССР «Бриллиантовая рука»: «Чтоб ты жил на одну зарплату!» Якобы это только в социалистическом прошлом, когда зарплаты в среднем были ограниченно серенькими, а вырваться наверх было совсем не просто, приходилось вертеться и находить левые приработки. В капиталистическом же настоящем никто пределов заработкам не ставит, к принципу «каждому — по результатам труда» стало гораздо ближе. Увы, все совсем не так. фото: Роман Орлов Росстат утверждает: сегодня, когда реальные зарплаты растут, реальные доходы сокращаются. Как так? Понятно, что зарплаты — это доходы лишь части занятого населения. Есть предприниматели, владельцы бизнеса, чьи доходы вовсе не зарплата. Есть социальная дифференциация. Но, если бы реальные доходы росли быстрее повышающихся реальных зарплат, все бы как раз растущей социальной дифференциации соответствовало. Но доходы падают при растущих зарплатах. Раз падежа среди олигархов не наблюдается, значит, доходы людей, получающих зарплаты, ею одной не ограничиваются. Настолько, что даже рост зарплаты не дотягивает до того, чтобы общие доходы выросли. Ну и где и когда должны громче смеяться фразе из гайдаевской комедии? Социальная реклама с краснеющим предпринимателем, предлагающим конверт с деньгами гордо отказывающемуся от него работнику, мысленно уже уходящему на пенсию, эффективностью не отличается. Любая зарплата лучше никакой. В исследовании Центра социально-политического мониторинга Института общественных наук РАНХиГС показано: доля работников, получающих зарплату «в конвертах», выросла в России за последний год до 44,8% с 40,3% в 2016 году. Это почти 33 млн человек. И практически весь малый и средний бизнес. На самом деле это пожар. Горит налоговая система, а вместе с ней региональные бюджеты, куда поступает подоходный налог с физических лиц, пенсионный и другие социальные фонды. Тушить никто не торопится. Есть предложения по сокращению социальных выплат, но при компенсирующем росте ставки НДС. Формально проблема платежей в соцфонды решается, раз их ставка будет снижена, но на деле рост НДС, от которого спрятаться гораздо труднее, ставит весь бизнес под вопрос. Ответом опять станет уход в тень, так что решения пока нет. Можно идти по пути ужесточения. Сбор социальных платежей уже передан налоговикам, но на кону интересы 33 млн человек, малый и средний бизнес которых власть многократно обещала не губить, а миловать. Остается использовать опыт плоской шкалы подоходного налога, введенной без всяких компенсаций в 2000 году и сразу приведшей к удвоению сбора подоходного налога. Но ответственность за решение о снижении ставок социальных платежей никто на себя брать не собирается. Пусть и дальше горит. Так выглядит российская налоговая система снизу, если отталкиваться от пирамиды доходов. А сверху? 23 августа американское Национальное бюро экономических исследований опубликовало доклад о неучтенных доходах россиян, покинувших Россию и оказавшихся на счетах в офшорах. Насчитали 75% национального дохода РФ, или $1,3 трлн, что в 3 раза превышает объем международных резервов РФ ($420 млрд). О цифрах, конечно, можно спорить. Но не о факте массированного вывода капиталов из России. И не только когда-то в «лихие» 90-е, но и прямо сейчас. За январь–май 2017 года чистый вывоз капиталов из России составил $22,4 млрд против $10,3 млрд в 2016 году. Конечно, в этих цифрах заложены и платежи по внешним долгам, но в любом случае вывоз капиталов растет, а не сокращается. Капитал «голосует ногами», потому что видит тупики в реализации проектов в России в силу самых разнообразных рисков: от уже отмеченных налоговых до рисков, связанных с недостаточной защитой собственности. Что же получается? Не хочу напоминать фразу классика про низы и верхи, схожие проблемы есть и в других странах, но российские масштабы не могут не обратить на себя внимание. Отсюда есть простой вывод. Давно пора поставить двуединую задачу: сокращать теневую экономику и привлекать инвестиции, за неимением иностранных возвращать свои. И не разовыми вымученными и ущербными амнистиями, а мерами, постоянно проверяемыми полученными результатами в рамках общего политического курса. Тогда будут и инвестиции, и рост.
|