фото: Наталия Губернаторова Поводом для официального обращения Федерального агентства по туризму (Ростуризм) стал недавний случай с 70-летним жителем Казани Александром Павловым, которому в клинике турецкой Антальи выставили огромный счет за операцию на сердце. Турист был госпитализирован с жалобами на острую боль в груди и одышку. Турецкие эскулапы были единодушны — нужна операция по шунтированию. Она прошла успешно — если не считать счета на $50 тыс. Но страховка пациента не покрывала расходы по оплате хирургических вмешательств на сердце и сосудах даже при наличии медицинских показаний к их экстренному проведению. Но все закончилось хорошо — недостающую сумму собрали родственники больного, и он смог вернуться домой. “К сожалению, многие российские туристы страхуются по минимальной страховке, которая покрывает только не очень дорогостоящее лечение или транспортировку на родину”, — сетует по этому поводу Ростуризм. И рекомендует туристам и туроператорам “максимально ответственно подходить к вопросу страхования на период пребывания на отдыхе, оформляя страховку с широким спектром покрытия — на сумму не менее $30 тыс.”. Такой минимум ведомство предложило закрепить законодательно. А пока ФЗ “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации” не предусматривает минимального порога при оформлении страхового полиса для “руссо туристо”. Правда, визу без дорогостоящей медстраховки не дадут в страны Шенгенского договора, США, Великобританию и некоторые другие страны. А вот “массовые” Турция и Египет не обременяют гостей такими требованиями. Впрочем, обвинять туриста в том, что он купил “плохую” страховку, — по меньшей мере лукавство. Туристы на массовых направлениях ничего сами не покупают. О том, в какой компании они застрахованы, курортники зачастую узнают только в аэропорту, получив конверт с билетами и ваучерами от представителя туроператора. Отказаться от дешевого полиса, предложенного туроператором, очень сложно. Нередко в турфирме могут порекомендовать особо сомневающемуся гражданину купить второй полис, который бы защитил от всех возможных рисков. Тем более что и Ростуризм стоит не на стороне свободного выбора, не усматривая в ситуации навязывания платных дополнительных услуг. Согласно разъяснению ведомства, “туроператорская” страховка служит гарантией минимизации возможных рисков и расходов в случае болезни. В этом случае проще заплатить дважды, чем отказаться. Не нравится россиянам и система оказания медицинской помощи за рубежом. В том, что сумма покрытия мало зависит от качества услуг, убедилась и автор статьи на личном примере. На австрийском горнолыжном курорте наш товарищ получил травму колена. Человека, который с трудом передвигался, страховая компания порекомендовала отвезти на томографию в центральный госпиталь за 80 километров… на рейсовом автобусе. Обследования в местной частной клинике страховая компания оплачивать отказывалась. “Мы чувствуем (!), что там нас разводят — назначают дорогие ненужные исследования”, — раскололся дежурный врач русского call-центра. Зато государственной клинике он доверял — но оплачивать дорогу к “честным врачам” страховая компания категорически отказывалась. И это при наличии горнолыжной страховки с суммой покрытия в 100 тыс. евро! Хорошо, что не пришлось связываться с этой компанией из-за более серьезных травм. Тем не менее увеличение страхового покрытия не особо ударит по карманам туристов. Сейчас при страховке в $15 тыс. туристы платят за полис из расчета в среднем 1 доллар в день. Если страховое покрытие вырастет в два раза, то и стоимость полиса вырастет не более чем до 2–2,5 доллара в день. Но справедливости ради стоит отметить, что лимит в $15 тыс. с лихвой покрывает большинство неприятностей на “массовых” курортах. Полностью выплачивать сумму покрытия страховым компаниям приходится крайне редко. Было бы неправильно и обвинять туроператоров в том, что они продают “плохие” страховки. Очень усредненный продукт вряд ли может подойти всем: и 30-летнему горнолыжнику, и 70-летнему мужчине, который поехал отдыхать в жаркую страну. “Один из выходов — разработать типовые медицинские анкеты, включающие вопросы о хронических заболеваниях, противопоказаниях и на основании ответов сориентировать клиента, какая страховка для него предпочтительнее”, — предлагает управляющий директор по комплексному страхованию в туризме одной из крупных страховых компаний Елена Скуратова. Можно, конечно, отделаться от проблемы и простым увеличением суммы страхового покрытия. Но, увы, с каждым туристом всегда может произойти несчастье, которое стоит больше, чем $30 тыс. |