Каждому десятому жителю страны не хватает денег даже на продукты, каждому четвертому - на одежду Социологи ВЦИОМ провели очередное исследование, посвященное материальному положению россиян. Выяснилось, что у жителей всех населенных пунктов страны, включая города-миллионники, за последние три года резко снизились и продолжают снижаться потребительские возможности. "Мы едва сводим концы с концами. Денег не хватает даже на продукты", - жалуются 10% опрошенных. фото: Геннадий Черкасов Финансовое падение россиян, начавшееся в 2014 году, никак не может прекратиться. И конца-края обнищанию не видно. - Больше 80% россиян считают бедными тех, кому едва хватает средств на еду или одежду. Эта группа бедных в мае 2017 года составила 39% (среди людей пенсионного возраста - 54%, среди жителей сельской местности - 46%), - говорят авторы исследования. - 10% респондентов отметили, что для них затруднительна даже покупка продуктов, 29% - что им едва хватает денег на одежду. Количество людей, для которых затруднительна покупка крупной бытовой техники и мебели, весьма значительно и продолжает расти: 41% - в 2017 году, 40% - в 2016-м. Если же рассматривать ситуацию по группам населенных пунктов, вырисовывается совсем печальная картина. В селах голодают 11%, не хватает денег на покупку одежды у 35% респондентов. Даже в "богатых" Москве и Санкт-Петербурге нет полного благополучия: в этих городах на еду не достает 4 процентам жителей, на одежду - 19%. А с покупкой квартиры и автомобиля ситуация выглядит еще более катастрофической, чем в остальной России: позволить эти "предметы роскоши" в столицах ни при каких обстоятельствах не могут 7% горожан. - В опросе участвовали 1600 жителей 130 населенных пунктов страны. Результаты подтверждают то, что мы знаем из данных статистики: материальное положение россиян за годы кризиса значительно ухудшилось, - комментирует ведущий эксперт-консультант ВЦИОМ Олег ЧЕРНОЗУБ. - Сейчас положение в этой области приблизилось к ситуации 2009 года - наихудшего года предыдущего кризиса. Вместе с тем другие исследования показывают, что общественный оптимизм, уверенность в скором преодолении кризиса растет. Эти изменения хорошо согласуются с динамикой ключевых макроэкономических показателей: ВВП, индексом промышленного производства и др. Получается, что наши соотечественники мыслят намного более трезво, чем принято считать в некоторых кругах: о ситуации в экономике они судят не по сиюминутному материальному положению своей собственной семьи, а принимая во внимание более широкий круг факторов. Весьма примечательный вывод, имеющий далеко идущие политические последствия.
|