Клуб олигархов в Совете потребителей

Клуб олигархов в Совете потребителей

В ближайшие дни произойдет смена руководителя Совета потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД». На смену Илье Южанову может прийти Дмитрий Комиссаров. Вряд ли это назначение вызовет пристальное внимание медиа или общественный резонанс. Однако решения, обсуждаемые и принимаемые в этой тихой организации, непосредственно влияют на кошельки россиян.

фото: ru.wikipedia.org

В Совет потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД» входят 16 человек. Это представители крупнейших российских предприятий и холдингов: Газпрома, НЛМК, Мечела, Магнитки и прочих участников ассоциации «Русская сталь», машино- и вагоностроителей в лице «Трансмашхолдинга», «Уралвагонзавода», угольщиков и, конечно, представителей «дочек» РЖД типа ФГК и «Трансконтейнер».

Малозаметная организация является местом жесткого столкновения крупнейших лоббистов и капиталов. Если посмотреть, кто стоит за аристократичными лицами топ-менеджеров, заседающих в совете, то за ними просматриваются интересы знакомых всем олигархов. Роман Абрамович (Forbes #12), Искандер Махмудов (Forbes #19), Андрей Бокарев (Forbes #52), Металлургов – Игорь Зюзин, Виктор Рашников (Forbes #14), Алексей Мордашов (Forbes #2), Анатолий Седых, от вагоностроителей – Александр Несис (Forbes #42) . От разных отраслей выступают Владимир Лисин (Forbes #3), Геннадий Тимченко (Forbes #4). Их суммарное состояние зашкаливает за 100 миллиардов долларов. Это далеко не полный список. Естественно, что в Совете потребителей образуются тематические фракции «металлургов», «машиностроителей», «операторов рынка».

В результате Совет потребителей, вместо того чтобы стать локомотивом реформ РЖД и экспертной площадкой, превратился в один из влиятельных клубов по защите бизнес-интересов. Причем само «РЖД» играет на всех площадках: своей как РЖД, перевозчиков – ее дочерние ФГК и «Трансконтейнер», машиностроителей – так как РЖД является единственным заказчиком локомотивов и регулятором на рынке вагонов.

Сегодня можно говорить о формировании нескольких фракций внутри Совета потребителей, которые больше борются между собой, лоббируя свои узкие интересы, нежели выступают с координированной позицией по отношению к РЖД (чем РЖД, естественно, пользуется):

фракции угольщиков - как самых крупных грузоотправителей и чей бизнес строится на экспорте угля. Именно с этим связывают многие проблемы отрасли – перекрестное субсидирование убыточных для РЖД перевозки угля за счет нефти, нефтехимии, удобрений, металлопродукции, зерна; фракции металлургов, представленной объединением «Русская сталь»; фракцией вагоностроителей и локомотивостроителей; фракцией операторов вагонного парка. И собственно РЖД.

Основную проблему жд перевозок участники рынка формулируют просто: тарифы растут, а проблемы никуда не деваются. Аналогичным образом может выразиться и простой пассажир: билеты дорожают, а высокое качество и скорость не гарантированы. То есть получается, что РЖД самостоятельно реформируется достаточно медленно или может просто имитировать реформу, а подтолкнуть монополию к реформированию должны сами участника рынка.

На сегодняшний день, судя по всему, Совет потребителей не справился со своей основной задачей. Интересы миллиардеров сталкиваются на этой площадке, а в конечном счете дорожают продукты на столе россиян, так как проблемы РЖД остаются одними и теми же в течение многих лет, несмотря на кадровые перемены и провозглашенные реформы. Не оправдались и большие надежды, связанные с созданием Совета потребителей. Хотя к делу приступить никогда не поздно, ибо «воз и ныне там».




Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей