Госдума рекомендовала принять поправки, предложенные Минфином Комитет Госдумы по бюджету и налогам рекомендовал парламенту принять разработанные Минфином поправки в бюджет-2017. Изменения оптимистичны — доходы государства в связи с ростом нефтяных цен увеличиваются, а дефицит казны сокращается. Впрочем, основанные на неплохой конъюнктуре сырьевых цен поправки в главный финансовый документ страны можно считать колоссом на глиняных ногах — при падении стоимости барреля в бюджет придется вносить новые, отнюдь нерадостные изменения. фото: Марат Абулхатин В чем же заключается смысл внесенных поправок? Доходы в 2017 году вырастут примерно на 1,2 трлн почти до 14,7 трлн рублей, а дефицит сократится с 3,2% до 2,1% ВВП (плюс 1,9 трлн рублей). Таких результатов можно добиться не только за счет роста цен на нефть, которые являются определяющими для бюджета, но и посредством поступлений от несырьевых отраслей — они превысят 470 млрд рублей. Это позволит сэкономить на заимствовании из государственных резервов. Почти 110 млрд рублей будет направлено на замещение выпадающих источников финансирования дефицита бюджета. Расходы казны также значительно вырастут — более чем на 360 млрд рублей. «Коррекция прогнозов — нужная и важная работа, за счет которой можно сделать общую платформу бюджетного процесса более стабильной. Внешние вызовы подталкивают нас к тому, чтобы процесс бюджетирования становился более интенсивным», — отмечает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. На первый взгляд, все выглядит логичным: чем больше страна зарабатывает, тем больше должна тратить. В то же время, новые экономические прогнозы, заложенные в поправках в бюджет, вызывают определенные сомнения. Если федеральный бюджет, главный финансовый документ страны на целый год, постоянно пересматривается, то вполне возможно, что обновленные данные нужны чиновникам только для «страховки». Нет уверенности, что именно на эти сведения они будут опираться, определяя в каком направлении двигаться в будущем. В позиции ведомств существует много противоречий. Так, по словам главы Минэкономразвития Максима Орешкина, продление ОПЕК и другими нефтедобывающими странами соглашения о «заморозке» производства не «сильно не изменит прогнозы, заложенные в бюджет России». Но пролонгирование меморандума, по мнению министра, сыграет «важную роль» в определении цен на энергоресурсы, поэтому уже в августе в бюджет придется вносить новые коррективы. Как отмечает зампред ЦБ Ксения Юдаева, экономика страны и правда восстанавливается более быстрыми темпами, чем ожидалось. Вместе с этим, как отмечается в очередном бюллетене Банка России, инфляция вплотную приблизилась к целевому уровню. Последствия холодной весны могут привести к ее ускорению. Другим фактором инфляционного давления грозит стать оживление спроса, что говорит о ненадежном положении инфляции вблизи целевого уровня. Кроме того, по словам главы Счетной палаты Татьяны Голиковой, в 2017 году бюджет может недополучить 205 млрд рублей дивидендов госкомпаний, так как решение о обязательной выплате 50% чистых доходов по международным стандартам финансовой отчетности еще не принято. Тем не менее, поправки в бюджет будут приняты. Такие рекомендации дали сразу два профильных комитета Госдумы — по финансовому рынку и по бюджету и налогам. Как заявил глава последнего Андрей Макаров, эти поправки вызывают вопросы относительно предполагаемых инвестиций и доходов, но «все эксперты считают, что закон надо принимать». Впрочем, есть основание полагать, что сделать это чиновникам придется только скрепя сердце. Те же парламентарии, похоже, не вполне согласны с необходимостью их внесения. Не случайно комитет Госдумы по финрынку, хотя также поддержал законопроект, но обратил внимание, что документ одновременно основывается на росте доходов населения и на повышении его покупательской способности: это «требует дополнительных объяснений и обоснований». Действительно, независимые исследования показывают, что реальная инфляция в России заметно выше официальной. Это далеко не 4%, о которых говорят в экономическом блоке, а 7-8%. Кроме того, полагаться на высокие нефтяные цены также крайне затруднительно. В этом году ситуация на сырьевом рынке пока складывается благоприятно. Средняя цена барреля с начала года составляет $53. Это на $10 или почти на четверть выше, чем средняя цена за 2016 год. И примерно на столько же больше прогнозных цен нынешнего бюджета. Кстати, в первоначальной версии бюджета баррель оценивался в $40, а в связи с поправками этот показатель вырос до $46,6. Как полагает старший аналитик «Альпари» Роман Ткачук, более высокие, чем планировалось, цены на нефть решат часть финансовых проблем и позволят правительству рассмотреть оптимистичный сценарий бюджета. Однако в последние дни нефть опустилась ниже $50. Если этот тренд будет продолжаться, то наиболее простым для правительства способом решения бюджетных проблем станет ослабления рубля. «Это приведет к разгону инфляции, и откуда тогда у населения появятся дополнительные доходы, которые повлекут за собой рост спроса, совершенно непонятно. Поэтому, не исключено, что правительственным ведомствам, равно как и парламентариям, придется в этом году еще не раз вносить поправки в бюджет-2017, которые могут оказаться уже не столь оптимистичными», — полагает эксперт.
|