Чиновники считают виртуальные доходы Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) сравняется с прожиточным минимумом в два этапа: с 2018 года правительство обещает довести его до 90% от «минималки», а с 2019-го — до 100% этой суммы. Затраты на эту программу, по оценке Минтруда, составят 25 млрд рублей. Есть одна загвоздка — увеличение МРОТ будет проведено за счет сверхприбыли от экспорта нефти. Рассчитывая бюджет этого года, чиновники прогнозировали, что баррель будет стоить $40. Теперь, когда цены находятся выше $50, они полагают, что дополнительные доходы казны от продажи сырья составят 1,2 трлн рублей. Однако нефтяные котировки вполне могут упасть. Не исключено, что уже осенью правительству придется вновь пересчитывать бюджет и отложить повышение МРОТ до лучших времен. фото: Алексей Меринов В 2017 году федеральный минимальный размер оплаты труда составляет 7,5 тыс. рублей. Он был установлен 1 июля 2016 года и пока сохраняет свою актуальность. Это 70% от прожиточного минимума. С 1 июля 2017 года МРОТ будет увеличен до 7,8 тыс. рублей. Однако, как полагают в Минтруде, этого явно не хватает для обеспечения достойной жизни тех, кто довольствуется исключительно этим доходом. В связи с этим ведомство Максима Топлина предложило опередить ход событий и повысить МРОТ уже к началу будущего года до 90% от самой низкой стоимости элементарного набора продуктов питания, а с 2019 года — до полной суммы прожиточного минимума. Последний показатель сейчас составляет около 10,7 тыс. рублей. Дотянуть МРОТ до 90% от этой отметки можно будет, по мнению Минтруда, за оставшиеся полгода. Правда, для этого потребуется выделить из федерального бюджета почти 25 млрд рублей. Причем, несмотря на такие внушительные вложения, повышение МРОТ коснется в этом случае исключительно работников федеральных организаций. На региональные и муниципальные бюджеты ляжет нагрузка еще в 55,7 млрд рублей. Экс-министр финансов, глава совета Центра стратегических разработок Алексей Кудрин поддерживает повышение МРОТ до прожиточного минимума, хотя ранее он считался ярым приверженцем обратного решения. «Я скептически относился к этому, потому что это сразу повышает стоимость рабочей силы и издержек. Сейчас это не приведет к столь быстрому увеличению всех зарплат, а только тех, которые ниже прожиточного минимума», — полагает Кудрин. В свою очередь, экономисты РАНХ и ГС, Института Гайдара и Академии внешней торговли в своем свежем мониторинге высказывают мнение, что повышение МРОТ на федеральном уровне без учета экономического положения регионов не решит проблему социального неравенства и «работающих бедных». Они утверждают, что в двух десятках самых экономически благополучных регионов страны минимальные зарплаты формально выше прожиточного минимума. Еще в 32 регионах страны, где проживает 54% населения, уровень оплаты регулируется региональными чиновниками и зачастую ниже федерального норматива. По мнению экспертов, стрижка и тех и других под одну гребенку — предложение решить проблему работающих бедных для всей страны едиными методами — грозит привести к увеличению и так высокого межрегионального социального неравенства. Однако даже такой скрупулезный подход к делу, по мнению замдиректора аналитического департамента «Альпари» Натальи Мильчаковой, не решит проблемы. После увеличения до 7,8 тыс. рублей в долларовом эквиваленте МРОТ составит около $140 по текущему курсу. «Однако средняя величина прожиточного минимума, до которой глава правительства Дмитрий Медведев распорядился увеличить МРОТ, составляет 11,2 тыс. рублей, или $200. С одной стороны, повышение МРОТ до прожиточного минимума — правильное решение. Зарплату ниже этого уровня получают в нашей стране почти 20 млн человек (14% населения). Главный минус в том, что почти 75% населения получают зарплату из средств федерального и региональных бюджетов», — отмечает эксперт. В связи с этим средств на повышение МРОТ, которые чиновники сейчас хотят изъять из фондов, накопленных от высокой стоимости нефти в этом году, может и не хватить. По оценке Минфина, дополнительные сверхдоходы от экспорта углеводородов в этом году составят 1,2 трлн рублей. Правда, если баррель будет стоить в среднем по году не менее $46 — такую новую прогнозную цену чиновники Минфина предлагают в свежих поправках к бюджету этого года. «Если разразится новый кризис и нефть рухнет до $30, а рубль снова подвергнется девальвации, то деньги на эти цели снова придется привлекать из федерального бюджета. Причем без учета дополнительных доходов казны. Поэтому надеяться на сверхприбыль от дорогой нефти пока не стоит», — полагает эксперт.
|