Эксперт рассказал об изменениях на молочном рынке Натуральное молоко в России серьезно подорожало. Теперь позволить себе такие продукты может далеко не каждый, что и привело к тому, что резко вырос спрос на «псевдомолочные» продукты, в основе которых — дешевые растительные масла. фото: pixabay.com Реальные доходы населения стремительно сократились. В результате, по оценкам одного авторитетного агентства, 80% российских потребителей стали экономить на базовых продуктах, 45% перестали покупать или значительно сократили объемы покупок молокоемких продуктов (в первую очередь, сыра и сливочного масла). Кроме того, 25% потребителей стали искать магазины с более низкими ценами и еще 20% перешли на более дешевые бренды. По данным эксперта молочного рынка Марины Петровой, за 2 года после введения продуктового эмбарго объем производства питьевого молока в России вырос на 3%, сметаны – на 5%, творога – на 9%, производство же полезных кисломолочных продуктов даже сократилось на 1%. Однако темпы роста молокосодержащих продуктов в этот период существенно превышали производство натуральных молочных продуктов. – Действительно, в последние несколько лет в России значительно выросло производство молочных продуктов с использованием растительных жиров (сырных и творожных продуктов, масляных паст и спредов), - рассказывает Марина Петрова. – И зачастую рост производства молокосодержащих продуктов превышал производство натуральных молочных продуктов. Например, за 2 года после введения эмбарго производство сливочного масла выросло на 12%, а спредов и маслянных паст - на 20%, производство сыров увеличилось на 35%, а сырных продуктов – на 56%. С одной стороны, отмечает эксперт, это связано с недостатком и постоянно растущей стоимостью молока-сырья, а с другой – с возросшим потребительским спросом на дешевые молочные продукты. Таким образом, многие производители оказались в непростой ситуации, когда себестоимость производимой продукции постоянно растет, а потребители выбирают самое дешевое из того, что есть на полке. Часть производителей пошла по пути сокращения себестоимости и удовлетворения потребительского спроса за счет замены молочных жиров растительными. И в этом нет ничего противозаконного, если такие продукты честно отражают свой состав на упаковке и не выдают себя за натуральные. Потребители могут выбирать, какие продукты им покупать. Зато у нас стали производить больше сыров. «За два последних года российские сыроделы значительно увеличили объемы производства, заместив часть сыров группы «Тильзитер», ранее поставляемых из европейских стран, - говорит Петрова. - Однако продукты премиального сегмента заместить не удалось. Несмотря на рост производства премиальных фермерских сыров, их объемов и, что особенно важно, качества пока явно недостаточно для удовлетворения потребностей российского рынка». И все же сегодня российские сыры при их весьма невысоком качестве стали стоить гораздо дороже европейских. Так, в Европе хороший сыр стоит 10-20 евро за килограмм, у нас же стоимость фермерского сыра начинается от 2 тысяч рублей и доходит до 4-5 тысяч рублей за кило. «Что касается стоимости фермерских сыров в России, их высокая себестоимость обусловлена также высокой стоимостью сырого молока и небольшими объемами производства. Кроме того, многие российские фермеры, которые развивают собственные фермы, недавно закупили стадо и оборудование и включают возврат инвестиций (или выплаты по взятым кредитам) в стоимость производимой продукции», - поясняет наш эксперт. В Европе же средняя стоимость молока-сырья в марте 2017 года составляла 0,33 евро/кг или 20,3 руб/кг. Согласно данным Росстата, российские цены на сырье за аналогичный период составили 25,7 руб/кг, что на 27% выше европейских. Более того, большинство производимых в Европе фермерских сыров – семейные предприятия, которые существуют не один десяток лет и для которых сыроделие является стилем жизни, а не бизнесом с быстрой отдачей. Также европейские фермеры получают значительные субсидии от государства и имеют возможность продавать свою продукцию по более низким ценам. При этом, как ни пародоксально, российские потребители стали более требовательны к качеству приобретаемых продуктов. «Со снижением дохода потребительская ценность каждой порции сыра растет - он становится премиальным продуктом и потребители выдвигают высокие требования к его качеству. Но для того, чтобы оставаться рентабельным, производителям нужно снижать цены и себестоимость продукции, а вместе с этим падает качество. И решить эту проблему пока не удается ни российским, ни белорусским производителям», - говорит Марина Петрова. Также, несмотря на рост собственного производства и продолжающееся продовольственное эмбарго, сохраняется зависимость от импортных поставок сыров и сливочного масла. В сегменте сливочного масла доля импорта составляет 26% (из них 74% приходится на поставки из Беларуси), а в сегменте сыра - 29% (из них 82% - из Беларуси).
|