Бедных оно не спасет Дмитрий Медведев поручил Минтруда, Минфину и Минэкономразвития к 20 мая подготовить законопроект о повышении минимального размера оплаты труда (МРОТ) . Сейчас разница между этими величинами составляет около 3 тыс рублей, при этом в российских законах и Трудовом кодексе РФ прописано, что МРОТ не может быть ниже прожиточного минимума. Но станет ли увеличение «минималки» при многомиллиардных тратах на него из бюджета реальной помощью бедным — большой вопрос. Хотя бы потому, что бедность — это характеристика семейная и повышением МРОТ как индивидуального показателя ее не победить. фото: pixabay.com Разговоры о доведении МРОТ до величины прожиточного минимума возникли в России вместе с зарождением рыночной экономики и ведутся с тех пор регулярно. В иные годы разрыв между этими показателями был настоящей пропастью, хотя государство и стремилось с переменным успехом его сокращать. Например, в 2012 году году МРОТ составлял лишь 67% от прожиточного минимума, потом повысился до 76%, в 2015-м упал до 62%, а в настоящее время увеличился до 72%. Вместе с тем, с 2000 года МРОТ повысился более чем в 30 раз, а в 2007 и в 2009 годах увеличивался почти вдвое. Тем не менее, на сегодня минимальный оклад составляет 7 500 рублей, а прожиточный минимум установлен для работающего гражданина на уровне 10 466 рублей. Получается, что минимальной зарплаты человеку не хватает на удовлетворение его ежедневных потребностей, в частности, заложенных в величину прожиточного минимума. Отсюда и появились в России почти 5 млн «работающих бедных», о которых беспокоится вице-премьер Ольга Голодец, ласково называя их «уникальным явлением в картине российской бедности». Сочувствует им и министр труда и социальной защиты Максим Топилин, который ратует за восстановление доходов населения, считая этот фактор важнейшим условием подъема экономики. На недавнем выступлении в Госдуме озабоченность положением бедных разделил и премьер-министр Дмитрий Медведев, заявивший, что для приравнивания МРОТ к прожиточному минимуму «есть все возможности». Реализация этих «возможностей», по предварительным расчетам экспертов, обойдется правительству как минимум в 15 млрд рублей ежемесячно и в 180 млрд рублей ежегодно. Точных сумм бюджетных издержек правительство пока не представило. В принципе государство может себе позволить себе такие траты, однако положение работающих бедных, как, впрочем, и всех остальных бедных (а у нас их 20 млн человек по данным Росстата), это едва ли исправит. Причина тому — парадоксальная природа российской нищеты. Если в развитых западных странах наличие рабочего места гарантирует людям, что бедными они не будут, то в России даже зарплата выше МРОТ от бедности не спасает. А зарплата ниже МРОТ, напротив, совсем не означает, что человек беден — «черные» зарплаты в стране никто не отменял. Иными словами, у человека с зарплатой, скажем, в 15 тыс рублей, что аж в два раза больше МРОТ, могут «семеро по лавкам сидеть» и свой доход он тратит не только на себя, но и на детей. А реальный доход получателя «минималки» может в разы превышать МРОТ в сером секторе экономики, который охватывает 20% рынка труда. Вот и получается, что в случае повышения МРОТ до прожиточного уровня бедность в стране сократится всего лишь на 0,5-1% - таков прогноз директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяны Малевой. Однако в том, что МРОТ повышать необходимо, эксперты не сомневаются: эта величина задает уровень зарплат нижнего уровня во всей экономике и является своеобразной гарантией социального благополучия для работающего человека. В идеале по западным меркам минимальный оклад должен составлять не меньше 60% от средней зарплаты по стране. Россия же от этого «идеала» сильно отстает: средняя зарплата у нас 33 тыс рублей, при этом лишь 12% работающего населения получают больше этой суммы. В любом случае, обсуждение МРОТ на правительственном, законодательном и президентском уровне всегда политически окрашивалось, а зачастую было эффективным электоральным инструментом. Вот и теперь, похоже, премьер-министр, чье положение в последнее время заметно пошатнулось, решил «с барского плеча» повысить россиянам МРОТ. Почувствуют ли бедные граждане эту заботу и реальный рост доходов — совсем не очевидно. Ведь законопроект еще надо разработать, потом принять, потом ввести в действие — еще непонятно с какого года... Гораздо эффективнее было бы оказывать адресную поддержку бедным, к которым у нас относятся в основном семьи с несколькими детьми. Сегодня эти расходы ничтожно малы — всего 0,4% ВВП — что в 10 раз меньше, чем тратится государством, например, на оборону. Читайте материал
|