Новый сценарий для Сибири

Новый сценарий для Сибири

«Зеленая» энергетика, глубокая переработка, туризм и транспортные коридоры — залог развития территории

Вчера открылся XIV Красноярский экономический форум. Как и всегда, его участники обсуждают новые вызовы и задачи, возникающие перед государством, бизнесом и регионами. Сегодня особое внимание на КЭФе будет уделено развитию Восточной Сибири.

Красноярская ГЭС

Участники мозгового штурма, который сегодня проходит в Красноярске, поделятся своим видением дальнейшего развития этой безбрежной территории, занимающей видное место на карте России. Мнения по этому вопросу выскажут как представители власти — полпред Президента России в Сибирском федеральном округе Сергей Меняйло, красноярский губернатор Виктор Толоконский, так и представители бизнеса — к примеру, известный российский промышленник Олег Дерипаска.

Развитие экономики Сибири и Дальнего Востока не первый год обсуждается на самом высоком уровне. Еще в 2010 году группа специалистов во главе с действительным членом РАН, депутатом Госдумы РФ Андреем Кокошиным представила доклад «Сценарии развития Восточной Сибири и российского Дальнего Востока в контексте политической и экономической динамики Азиатско-Тихоокеанского региона до 2030 года». Тогда «новые возможности» были одним из наиболее вероятных сценариев, но предложения не утратили свежести и сегодня. Суть сценария — работающее сочетание комплексного развития ресурсов, человеческого капитала, генерации и активного использования новых знаний и технологий. В этом случае в макрорегионе появляются центры экономического роста. Реализация «новых возможностей», по подсчетам экспертов, позволила бы увеличить совокупный валовый региональный продукт (ВРП) регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока в 5–6 раз к 2030 году в сравнении с 2010 годом. Среднедушевой ВРП на этой территории мог составить к 2030 году $48 000, а численность населения возросла бы до 16,8 млн человек. Именно этот сценарий подразумевал рост общего уровня инвестиций при реализации планов развития Восточной Сибири и Дальнего Востока до $570 млрд к 2030 году.

Прошло около 7 лет, и макрорегион на пороге новых вызовов и политических реалий. Сегодня эксперты, опрошенные «МК», напрямую связывают перспективы экономического развития макрорегиона с ролью связующего звена между экономически более развитой западной частью страны и активно «поднимаемым» сейчас Дальним Востоком.

«Транзитный потенциал Сибири создает возможности для включения России в международные транспортные проекты, — уверен Алексей Васильченко, управляющий директор авиабизнеса промышленной группы «Базовый Элемент» Олега Дерипаски, которая активно участвует в модернизации авиационных узлов в Красноярске и Владивостоке. — Транзитный потенциал Сибири создает возможности для включения России в международные транспортные проекты. К примеру, Красноярск способен стать одним из крупнейших логистических узлов мира. Географические и инфраструктурные условия обеспечивают возможность создания тут международного мультимодального транспортного хаба, позволяющего комбинировать грузоперевозки за счет наличия авиа-, железнодорожной и автодорожной инфраструктуры, а также доступа к Енисейскому речному порту и использования речного транспорта. Верным решением по интеграции Сибири в международную логистическую сеть было бы создание ОЭЗ в красноярском аэропорту с развитием логистических, производственных и сопутствующих видов бизнеса. После установления дополнительных правовых условий станет возможным перенаправление мировых грузопотоков в объеме до 500 000 т грузов в год, перевозимых сегодня по неоптимальным маршрутам. Уже сейчас аэропорт Красноярск мог бы стать «входной точкой» в Россию для товаров электронной торговли и обслуживать до 50 000 тонн интернет-отправлений в год. Однако ряд препятствий отпугивает крупнейшие логистические компании Китая, хотя только создание логистического парка в районе аэропорта Емельяново привлечет инвестиции в размере около 100 млрд рублей».

Однако не транспортом единым богата Сибирь. Как считает Владислав Соловьев, генеральный директор крупнейшего производителя алюминия РУСАЛ, «у Сибири всегда была особая роль с точки зрения индустриализации страны. Именно здесь были созданы мощные энерго-металлургические комплексы, которые во многом обеспечили промышленную мощь России. Сегодня огромный потенциал этого региона, в том числе и научная база, может и должен быть использован для развития глубокой переработки и создания высотехнологичной продукции на базе существующих металлургических мощностей. Мы считаем, что создание технологических долин в Красноярске, а затем и в других городах Сибири позволит не только привлечь существенный объем зарубежных и российских инвестиций в переработку, но и создать продукцию в том числе и с большим экспортным потенциалом».

В то же время Олег Дерипаска, Председатель наблюдательного совета «Базовый Элемент», уверен, что «Сибирь — это уникальный макрорегион с богатейшим потенциалом, способный сыграть ведущую роль в социально-экономическом развитии России. Реализация потенциала Сибири должна быть основана на передовых технологиях и предусматривать комплексное развитие территории — от энергетики до туризма. Например, наличие источников энергии и богатых залежей природных ресурсов — основа для развития не только энергоемких, но и высокотехнологичных производств с углубленной переработкой сырья. В Сибири сосредоточены крупные научные и технические центры. Поэтому развитие технологичных производств будет способствовать созданию здесь высокопроизводительных рабочих мест».

Территории Сибири обладают значительным потенциалом, который должен быть использован для развития страны. Основная задача — сформировать условия гарантированного роста экономики с привлечением инвесторов и бизнеса.




Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей