Торговцы из алчности накручивают их на 250% фото: Алексей Меринов Уважаемые покупатели продуктов питания! Информируем вас о том, что причина роста цен раскрыта. Всему виной оказались не санкции, курс валют и даже не экономический кризис, организованный, как считают многие, правительством. Первопричина банальна — накрутки торговых сетей, задирающие цены до небес. А что ритейлерам прибыль, то кошелькам россиян — повод похудеть. Рост стоимости продуктов выгоден тем, кто выкладывает оные на свои прилавки. К такому выводу пришло общественное объединение «Опора России», проведя опрос среди поставщиков. Выяснилось, что торговцы активно пользуются прорехами в нашем законодательстве и накручивают цены на продукцию, насколько совесть позволит. А она позволяет, как выясняется, многое. Крупные ритейлеры в 2017 году увеличили торговую надбавку в среднем до 50–70%, а ряд особо наглых продавцов — аж на 250% от оптовой стоимости продукта. И чем дольше длится кризис, тем больше у торговцев разыгрывается аппетит. Скажем, в прошлом году наценка составляла 25–40% от начальной цены. Вся пикантность ситуации заключается в том, что с января 2017 года торговым сетям на законодательном уровне запретили брать с оптовиков мотивационные выплаты (ретробонусы) в размере более 5% от стоимости поставки. В эту сумму должны входить траты на рекламу, логистические услуги и маркетинг, которые берет на себя реализатор товара. Все нововведения черным по белому были прописаны в поправках к Закону «О торговле» еще в июле минувшего года. До этого момента сети имели право брать с поставщиков премию в размере 10%. Принятый власть имущими документ был направлен на сокращение трат производителя в процессе доставки своего товара на розничные прилавки и, казалось бы, подразумевал последующее падение цен в розничных сетях. Но российский потребитель своей выгоды от скидки для ритейлеров так и не увидел. Торговые сети явно не намерены терять свою прибыль. И ни экономический кризис, ни падение доходов населения не заставят их сбросить цену. И поскольку теперь поставщик платит сетям меньше, то розница, чтобы компенсировать потери, и увеличила стоимость товара на своих полках (торговую наценку). Председатель Союза потребителей России Петр Шелищ так аргументировал «МК» рост стоимости продуктов в сетевых магазинах: «Совершенно понятно, что крупные сети не могли бы ежегодно вводить на рынок тысячи, а то и сотни магазинов, не заложив свои затраты в цену продуктов. Понятно, что мы с вами оплатили ввод новых торговых точек». Также, по его словам, цена на продукты питания не падает по той причине, что покупать их еще продолжают. «Когда же покупательский спрос снизится — цены упадут, но до разумной рентабельности продавца», — считает Шелищ. Эксперт уповает на то, что рост стоимости товаров удастся остановить высокой конкуренцией в продовольственном ритейле. Идет рьяная борьба за потребителя, чьи кошельки заметно похудели и, соответственно, упал и спрос. «Еще в прошлом году было введено очень много новых магазинов, — говорит Шелищ. — Убежден, что такая активность сократится. Им бы содержать сейчас то, что есть у них сейчас». После опубликованного исследования российский ритейл занял оборонительную позицию. Представители ряда торговых сетей утверждают, что ценовая разница между оптовой ценой и розничной не претерпела изменений. Запрет на ретробонусы просто изменил работу торговой системы. А то, что сети не «навариваются» на нововведениях, по словам представителей отрасли, можно будет увидеть в их ежеквартальных отчетах. К слову, в понедельник один крупный ритейл обнародовал такой отчет, согласно которому его прибыль в 2016 году выросла почти на 58% по сравнению с 2015 годом. А за четвертый квартал выручка ритейлера увеличилась на 27,5% — до 291,3 млрд рублей. Собственно, поиском взаимосвязи между существенным ростом торговой наценки и результатами ежеквартальных финансовых отчетов теперь займется Генпрокуратура РФ и ФАС.
|