«Произойдет падение гривны, украинцы потеряют 500 000 рабочих мест» 16 марта президент Украины и - своим специальным указом - блокаду Донбасса. Как выглядит на практике эта блокада, увидел наш собственный корреспондент в ДНР. фото: youtube.com «Мы в очереди на КПВВ! Если хочешь ехать – звони через пару часов» - кратко сообщил мне из-под Донецка мой знакомый таксист в четверг. Его речь понятна всем местным: Андрей с утра уже проехал из Мариуполя в Донецк мимо всех «блокадных» палаток и официальных украинских КПВВ, и сейчас уже со следующими пассажирами возвращается в Мариуполь. Это значит, что объявленная президентом Украины и СНБО «полная транспортная блокада» самопровозглашенных республик все же не затронула потоки легковых машин с мирными гражданами, идущие большими колонами через пункты переходов под Гнутово, Новотроицком, Зайцево и Марьинкой. После объявления блокады в том,. что через линию разграничения смогут проехать легковушки, не был уверен даже пресс-секретарь президента Украины Станислав Цеголко. Впрочем, все кто живет на Донбассе словам любого руководства верят не особо. Слова о «транспортной блокаде» Петра Порошенко не означают прекращения доставки розничных товаров и продуктов в Донецк многочисленными мелкими перевозчиками и остановки ежедневного движения тысяч легковых машин. А слова Александра Захарченко: «Не планируем больше торговать с Украиной!» - не означают, что в Донецк вдруг прекращает поступать вода из канала «Северский Донец-Донбасс», а с Зуевской ТЭС (территория ДНР) прекратила идти электроэнергия для питания Авдеевского коксохимического завода, расположенного на территории, подконтрольной Украине. Все стороны понимают, что при взаимных ударах на каком-то уровне сотрудничество никогда не прекратится. Альтернатива – лишение семи миллионов людей, живущих по обе стороны линии противостояния, воды, электроэнергии, тепла, работы. Гуманитарный кризис такого размера не расхлебать никому. Но последствия сегодняшних блокад и введения «внешнего управления» на предприятиях Донбасса все же будут иметь огромные последствия. В первую очередь, для Украины. Потому как самопровозглашенные республики до сих пор никаких поступлений от крупных промышленных предприятий в свои бюджеты не имели. После «нуля» любые выплаты в бюджет будут благом, даже если заводы будут работать вполовину своей мощности. Тем более, что к этому кризису в том же Донецке год тщательно готовились. «Легальный экспорт – это страшилка, – пояснял МК источник в правительстве ДНР. – Наш металл идет чаще всего в Китай и Египет, не самые щепетильные страны в мире. Почему он не может туда поступать через Россию?» Что касается Украины, то, по мнению наблюдателей в Киеве, потеря части промышленности Донбасса приведет к падению гривны уже в апреле, недополучению бюджетом Украины налогов в размере около 30 млрд гривен, падению валютной выручки страны на 2 млрд. долларов и непонятно еще какой безработице. Есть эксперты, которые говорят о потере 500 тысяч рабочих мест по всей стране. Почему? Потому что тот же Алчевский металлургический комбинат (в ДНР) работал в плотной технологической связке с металлургическим заводом в Каменке (бывший Днепродзержинск, Днепропетровской области). И если он «уходит под ДНР», то на каких заготовках будут работать на украинском предприятии? Индустриальный союз Донбасса, который имеет крупные доли на обоих заводах, заявлял о еженедельных убытках от разрыва железнодорожной связи между Алчевском и Каменкой в 41 млн долларов. Запитать Енакиевский металлургический завод в ДНР рудой – это серьезная задача для России. Но куда денет свою руду Северный ГОК в Кривом Роге (на территории Украины), который до этого продавал его металлургическим заводам Енакиево и Донецка? Там уже сообщили о больших сокращениях штата. В свою очередь, самый крупный металлургический комбинат Украины «АрселорМиттал Кривой Рог» уже сообщил о критической нехватке специальных марок углей из Донбасса. И это мы не касались еще очевидных проблем, которые возникнут с коксующимся углем для Авдеевки. И того, как пострадают от падения производства кокса мариупольские и запорожские металлургические заводы. Кроме того, отсутствие донбасского антрацита для ТЭС уже привело 15 марта к продлению ЧП в украинской электроэнергетике. ТЭС и гидроэлектростанции обеспечивают устойчивость энергосистемы, в Украине она может просто «схлопнуться» в один не очень прекрасный день из-за того, что доля АЭС в балансе опасно повысилась. АЭС нельзя «включать и выключать» в пиковые и низкие периоды. Именно поэтому украинская власть «включила» режим блокады только тогда, когда всем в Киеве стало ясно, что «заводы уходят» окончательно. И не случайно решение СНБО Украины совпадало с заявлением управляющей компании Рината Ахметова СКМ о потере контроля над промышленными активами. До того у всех были надежды, что кризис можно «разрулить» потому что предприятия в самопровозглашенных республиках без Украины не смогут запустить. Сейчас надежд не осталось. Сегодня во второй половине дня Порошенко подписал еще и документ о введении санкций против «дочек» российских банков на Украине. Так что, помимо промышленного кризиса, стране предстоит столкнуться еще и с кризисом финансовой системы.
|