На содержание неэффективных служб уходят миллиарды фото: Алексей Меринов Финансовые проблемы у страны всерьез и надолго, и в этой связи депутаты разных уровней время от времени вбрасывают любопытные инициативы в целях сокращения госрасходов и пополнения бюджета. То инвалидов и пенсионеров грозят оставить без индексирования скромных выплат, то обложить налогом так называемых тунеядцев. Чаще всего это граждане, оставшиеся без работы из-за кризиса. Возникают и более экзотические предложения: ввести туристический сбор для приезжающих в Россию иностранцев, обязательные патенты для блогеров, а также налоги для владельцев собак или любителей шашлыков… Но это все фантастика. А теперь серьезно. Существуют целые отрасли, расходы на которых вполне можно урезать. А кое-где даже ликвидировать сами направления. К примеру, так называемые службы безопасности и охранные предприятия, которые расплодились за последние пятнадцать-двадцать лет. Численность персонала в них, по некоторым данным, превышает 1,5 миллиона человек. Речь не о тех, кто оберегает покой представителей бизнес-сообщества, — о бюджетных организациях: школах, поликлиниках, разных управах, префектурах, округах, куда просто так не войдешь. У входа вас встречают суровые сотрудники в униформе с пугающей надписью «Охрана». Между тем во многих странах, особенно европейских, на которые мы любим равняться, вполне обходятся без этих строгих привратников. Любой гражданин без труда может попасть к чиновнику мэрии, не лебезя перед охранниками. Ведь чиновники — для людей, а не наоборот! Вспоминается в этой связи прием российских журналистов в мэрии Цюриха несколько лет назад. После общения с нами градоначальник вышел на крыльцо ратуши, вежливо улыбнулся, попрощался с каждым за руку. Затем спустился вниз, сел на свой велосипед и укатил в полном одиночестве. Никаких бодигардов, вооруженной охраны, дорожных инспекторов, перекрывающих уличное движение, и мающихся в пробке водителей… У нас, понятно, не Швейцария, но вряд ли разумно тратить огромные средства на различные сервисы и службы, которые чаще всего выполняют декоративные функции. Зачем, к примеру, охрана в рядовой поликлинике или в школе? Или в здании управы, префектуры или мэрии? От кого они защищаются? Разве это объекты особой секретности или повышенной опасности?! Причем дежурят круглые сутки целыми подразделениями, сменяя друг друга по графику. В масштабах страны это десятки и сотни тысяч молодых людей, которые тратят жизнь, просиживая штаны в фойе какого-нибудь казенного учреждения. А могли бы заниматься полезным делом, сочинять, строить бизнес, создавать какой-то продукт. Получается, огромный слой активной молодежи фертильного возраста выводится из созидательного процесса. Самое печальное, что помощи от подобных структур довольно мало. Рядовой охранник вряд ли справится с вооруженным преступником. Это все-таки задача полиции. Да и статистика поимки нарушителей обычными охранниками не очень утешительная. Что-то около 300 случаев за год против десятков и сотен тысяч задержанных самой полицией. Опыт показывает, что если кто задумал преступление, даже профессиональные секьюрити не спасают. Еще не забылась шумная история, когда в подмосковном Красногорске вооруженный человек расстрелял двух чиновников городской администрации. И никто не смог его остановить! Еще в недавнем прошлом мы жили все без охраны и охранников. В обычных квартирах чуть ли не с картонными дверями. Никаких дядечек с резиновыми дубинками в школах, больницах, поликлиниках, детсадах, магазинах, универмагах. Никто ни на кого не нападал. В начале девяностых массово начали устанавливать тяжелые металлические двери, покупать сигнализации, камеры наблюдения. Уже обсуждается возможность введения разрешений на огнестрельное оружие, чтобы обороняться в индивидуальном порядке. Ссылаясь при этом на опыт США. Парадокс в том, что именно в этой стране больше всего убийств из огнестрельного оружия. Чуть ли не каждую неделю — сообщения о массовых расстрелах в общественных местах. То есть наличие «стволов» не спасает от правонарушителей. По данным Единого госреестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), в стране зарегистрировано на сегодняшний день около 40 тысяч ЧОПов. А отечественный рынок охранных услуг оценивается в 4–5 млрд долларов (даже без учета затрат вневедомственной охраны МВД РФ). Можно и дальше увеличивать количество людей в униформе. Россию и так уже называют страной охранников. Но преступлений меньше не становится. Таким образом, траты на содержание огромного аппарата практически бесполезны. Защититься от всех и всего невозможно. Мы каждый день видим по телевидению рекламу крупных газовых, нефтяных и других монополистов. Или бесконечные сериалы о полицейских буднях, призванные улучшить имидж силовиков и сделать их ближе к народу. Еще выпускают однотипные журналы и газеты для удовлетворения тщеславия и амбиций начальства. Но давайте признаемся, что все эти «Менты», «Глухари» или «Бандитские Петербурги» вовсе не облагораживают светлые образы силовиков. А только показывают их нелегкие будни, изнанку профессии и что еще не перевелись в ее рядах «оборотни в погонах». По крайней мере, такое складывается впечатление. Естественно, что и симпатий граждан к полиции со времен Нургалиева не сильно прибавилось. Самое смешное, что если сократить или ликвидировать многие структуры, то ничего не рухнет. Может даже изменится в лучшую сторону. Есть еще немало направлений, в которых можно добиться экономии без ущерба для страны. По крайней мере, без ущерба для самой ее незащищенной части — пенсионеров, инвалидов и неработающих. Предлагали же депутаты Госдумы сократить свои оклады на треть! Может, начать со слуг народа, сенаторов и губернаторов? То есть сверху вниз, а не наоборот!
|