Сильнее всего "взлетела" курица Российское статистическое ведомство решило, как и в прошлом году, оценить, во сколько среднестатистической семье обойдется новогодний стол. Получилось, что в 5585 рублей, что на 3,6%, или почти на 200 руб. больше, чем было год назад. Тогда, к слову, повышение составило сразу 28%, что неудивительно. Все-таки год назад, согласно данным того же Росстата, инфляция в стране составляла почти 13%, а сейчас — менее 6%. «МК» традиционно провел собственные расчеты стоимости новогоднего стола, и получил отнюдь не столь оптимистические результаты, как у Росстата. Динамика подорожания праздничных продуктов у нас оказалась гораздо выше. фото: Алексей Меринов В прошлом году Росстат четко прописал не только 23 элемента новогодней корзины, но и их количество. Напомним весь набор. Банка овощных солений (700 г), по полкило сырокопченой колбасы, мясных и рыбных копченостей, сыра, свежих овощей, белого и черного хлеба, банка красной икры (200 г), сливочное масло (200 г). На горячее — по килограмму курицы и говядины. На десерт — 1,5 килограмма апельсинов и бананов, лимоны (200 г), торт (около 1 кг) и полкило шоколадных конфет. Из напитков — газировка, минеральная вода, сок, шампанское и коньяк. Расчетная цена при этом была упомянута только одна — на красную икру: 3000 руб. за 1 кг. Ну а сейчас ведомство ограничилось лишь перечнем продуктов, салатов и напитков, не конкретизируя ни цены, ни количество. Так что остается лишь принимать на веру тот расчет, что проделали государственные статистики. Или не принимать, как решили мы в «МК»: слишком уж скромным показался нам итоговый прирост стоимости новогоднего стола по сравнению с прошлым годом. Чтобы проверить свои ощущения, мы решили сделать собственную калькуляцию. Благо «МК» в прошлом году так же считал, во что обойдутся новогодние покупки продуктов. Поэтому сейчас мы пошли по самому простому пути: взяли за основу список продуктов (и их «граммаж») к новогоднему столу, который «МК» рассчитывал год назад. И отправились на шопинг все в тот же столичный сетевой магазин среднего класса, богатый скидками (то есть сравнительно дешевый по московским меркам). Для сравнения по каждому продукту из нашего перечня взяли те же самые бренды, что и в декабре 2015-го (благо они у нас зафиксированы). И так же, как и тогда, для удобства округляем все расчеты до рубля. Итак, вот каковы составляющие новогодней корзины «МК». Набор продуктов рассчитан на приготовление горячего и четырех закусок: оливье, «Мимозы», яиц, фаршированных жареным луком, и «Бедного студента» (поджаренный хлеб, смазанный майонезом, а сверху — парочка шпрот). Из деликатесов — только слабосоленая семга. Нет икры (200 г по 600 рублей, а в стекле и вовсе по 800), сырокопченой колбасы (940 руб. за 1 кг), говядины (около 600 руб. за 1 кг) и дорогостоящего импортного алкоголя. Иными словами, мы выбираем стол сугубо экономкласса. Приходится признать, что наиболее ходовые продукты — яйца и копчености — для новогоднего стола в нынешнем декабре подорожали. Наибольшую прибавку цены мы наблюдаем также у рыбной продукции, сладостей и шампанского с водкой. Зато в конце 2016-го заметно подешевели цитрусовые. Вероятно, сказалось возвращение турецких мандаринов и апельсинов на российские прилавки. Демпинговые цены при улучшенном качестве заставляют конкурентов из Марокко, Абхазии и Узбекистана дешеветь. Лимоны продаются по 80 рублей за 1 кг, клементины — по 70. Однако одной мандаринкой сыт не будешь. Немного расширим праздничный ассортимент. По данным Росстата, за год подорожали базовые продукты питания: самое доступное для большинства россиян мясо — курятина, черный хлеб — на 6,3%, молоко и сыры — почти на 10%, чай — на 12%, сливочное масло — почти на 20%, гречка — на 20,9%. В результате, по наблюдениям компании Nielsen, 70% наших граждан вынуждены были увеличить свои траты на продовольствие. А 60% российских потребителей говорят, что им фактически только на еду, оплату коммунальных услуг и товары первой необходимости денег и хватает. Опросы общественного мнения показали, что в сентябре–октябре к россиянам вроде как возвратился покупательский аппетит, спрос оживился. Но, как выяснили эксперты «Ромир», ноябрь полностью «просел». По всей вероятности, потребители решили воздержаться от ранней предновогодней закупки. И тем не менее социологи полны оптимизма, утверждая, что ноябрьское затишье готовит почву для декабрьского усиленного шопинга. Как говорится, поживем — увидим. Объективные итоги этого самого шопинга можно будет подвести только где-то через месяц Ну а мы, не претендуя на объективность и всеохватность, огласим результаты наших собственных подсчетов. Новогодний экономстол «МК» за год подорожал на 14,2%. Что, конечно, существеннее росстатовской прибавки в 3,6%. И пусть наша статистика не официальная, зато она вполне народная.
|