Дыры в бензобаках — это дыры в карманах Глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев за месяц до новогодних праздников решил преподнести россиянам подарок — он заявил, что рост цен на топливо в нашей стране в ближайшее десятилетие не превысит инфляцию. Свежо предание, но верится с трудом. В этом году стоимость топлива уже выросла более чем на 5% — что выше роста потребительских цен. В будущем году правительство обещает опустить инфляцию до 4%. А акцизы на бензин четвертого и пятого классов в то же время станут на 6,5% дороже. фото: Кирилл Искольдский Игорь Артемьев выразил уверенность в том, что российский потребитель «в ближайшие не то что годы, а десятилетия» не увидит никаких серьезных скачков цен на нефтепродукты и на бензин. «Они будут по-прежнему двигаться ниже инфляции или с инфляцией, но не выше того», — пообещал глава ФАС. Если опираться на статистику последних лет, то руководителю ФАС вполне можно поверить. После кризиса 2008 года, когда инфляция скакнула выше 13%, бензин А-92 подорожал на 12%. В 2009 году инфляция составила 8,8%, а ценники на АЗС в среднем подросли чуть больше чем на 8%. Но то был кризис. В 2010 году российский ВВП вырос на 4,5%. Даже несмотря на то что инфляция осталась на уровне предыдущего года — 8,78%, цены на горючее подорожали на 4,6%. Далее продолжалась та же схема: в 2011 году инфляция растет на 6%, бензин — на 6,5%. Но в 2012 году соотношение несколько изменилось: инфляция составила 6,6%, а рост цен на топливо превысил 10%. Чем обусловлено такое отличие? Дело в том, что с января 2012 года акцизы на тонну АИ-92 и АИ-95 выросли примерно на 1,7 тыс. рублей (для продавцов это вышло примерно на 32% больше). В 2013 году средняя цена бензина выросла на 10% (инфляция — на 6,45%). Как утверждают эксперты, причина тому рост акцизов, например, на АИ-95 — на 2,1 тыс. рублей за тонну. В 2014 году инфляция достигла 11,36%. Цены на бензин выросли всего на 9%. Как утверждают участники рынка, это стало результатом кулуарных переговоров производителей топлива и представителей профильных ведомств правительства. Доказать причинно-следственную связь между этими закономерностями невозможно, так как никто под подписку таких сведений не даст. В 2015 году падение темпов роста цен на бензин продолжилось: горючее подорожало на 10,8%, тогда как инфляция составила примерно 13%. В этом году рост также относительно невелик. По данным Росстата за 10 месяцев, за горючее в розничной торговле российское население стало платить на 5,1% больше. До конца года топливо обещает вырасти в цене на 6%. То есть это будет уже больше ожидаемой инфляции. А значит, обещание Артемьева вряд ли будет выполнено. Впрочем, разница не слишком велика, можно и простить. В 2017 году акцизы также увеличатся. Ставки акциза на автомобильный бензин, не соответствующий пятому классу, возрастут с 2017 года до 13,1 тыс. рублей за тонну (в январе 2014-го — 9–11 тыс. за тонну). Акциз на бензин пятого класса вырастет до 10,13 тыс. рублей (в январе 2014-го — немногим более 5,6 тыс. рублей). В будущие годы эти ставки будут только расти, за счет чего чиновники хотят пополнить федеральный бюджет дополнительными 430 млрд. рублей. Есть предложения, по которым акцизы на бензин четвертого и пятого классов вырастут на 6,5% и на 36,4% соответственно. По мнению начальника аналитического департамента УК «БК-Сбережения» Сергея Суверова, литр горючего на заправке будет обходиться минимум на 10% дороже сегодняшнего уровня. Как отмечает исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко, заявление Артемьева скорее относится к тем годам, когда инфляция все-таки обгоняла рост цен на топливо. «Но это обеспечивали крупные нефтяные компании. В настоящее время доля в их доходности со стороны сбыта составляет несколько процентов. Артемьев, видимо, не забыл те времена, когда административный ресурс позволял чиновникам кулуарно договариваться с крупными нефтяниками о сдерживании стоимости бензина. Теперь такая стратегия не исполнима», — отмечает Григорий Сергиенко.
|