Cоциальным государством Россия является пока только по Конституции, а не по жизни фото: Геннадий Черкасов Этой осенью Минфин России озвучил одну из самых резонансных своих инициатив последнего времени: у нас в стране необходимо ввести пособия по бедности. Естественная, нормальная реакция на это получается достаточно эмоциональной: «Вот до чего дожили!» И вправду, тяжелейшие 90-е годы прошлого столетия остались давно позади, а тут вдруг решаем, вводить ли в России пособия по бедности. Доразвивались… И такие сетования вполне оправданны. Однако вопрос-то все равно остается, нужны ли такие пособия или нет. Но сначала о проблеме бедности в цифрах. Да, сразу хочу заметить, что аргумент в пользу довода о том, что нет никакой бедности, типа «смотрите, сколько машин понакупили, ставить некуда» и т.п., даже рассматривать не будем. Есть цифры официальной статистики, при всех претензиях к ней даже они свидетельствуют об остроте проблемы. По итогам I полугодия 2016 года, как свидетельствует Росстат, уровень бедности в России составил 14,6% — именно такова доля населения, денежные доходы которого были ниже величины прожиточного минимума. Если брать этот показатель не в бездушных процентах, а в миллионах человек, то цифра получается такая — 21,4 млн человек. Теперь примем во внимание, что величина прожиточного минимума во II квартале 2016 г. равнялась в целом 9956 руб. в месяц. В принципе, прожиточный минимум у нас считается отдельно для трудоспособного населения, пенсионеров и детей. К тому же, как можно догадаться, в разных регионах он будет различаться. Много это или мало — 21,4 млн человек? Конечно, много, очень много, неоправданно много. Только представьте: в XXI веке в богатейшей сырьевыми ресурсами стране более двух десятков миллионов человек живут ниже официального порога бедности. И это, кстати, еще заниженная оценка, потому что количество бедных, если его посчитать по-другому, будет больше. Немного о том, как считать число бедных. В России при определении численности бедного населения Росстат ориентируется на так называемую абсолютную концепцию бедности. Согласно такому подходу живущими за чертой бедности считаются граждане, имеющие доходы ниже официально установленного прожиточного минимума в данном регионе. Прожиточный же минимум устанавливается на основании минимальной потребительской корзины. Но есть и другие подходы. Так, по методике Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) бедными считаются люди с доходами менее 60% медианного дохода по стране (медианный доход — уровень дохода, ниже и выше которого располагаются по 50% населения страны). Так вот, если использовать названный выше подход, то оценка получится примерно в 1,5 раза выше нынешней официальной, то есть больше 30 млн (!) человек бедных. И эта оценка, просто уверен, гораздо более близка к истине, чем упомянутые официальные 21,4 млн человек. Почему наши власти не считают численность бедного населения, как за рубежом? Ответ, думается, очевиден: совсем уже некрасивые цифры получились бы, вот и не считают. Но вернемся к 21,4 млн бедных (14,6% населения страны). Эта цифра является следствием неуклонного роста числа бедных, начиная с 2013 года (15,7 млн человек — 11%). Замечу, еще экономического кризиса-то не было, а бедность уже стала расти. Нынешний показатель бедности — на уровне 2006 года: тогда было 21,6 млн человек, или 15,2% от всей численности населения страны. Таким образом, за последние 10 лет практически никакого прогресса в снижении уровня бедности в стране не было. Это — по данным официальной и достаточно лукавой статистики. Между тем не стоит забывать, что задача преодоления бедности была впервые поставлена в 2003 году в президентском послании Федеральному собранию. В 2004 году конкретизировали эту задачу: необходимо достичь снижения уровня бедности до 10–12% до 2007 года. Задача эта сначала вроде как выполнялась. Однако сегодня все гораздо хуже по сравнению с тем, на что рассчитывали. Таким образом, проблема бедности есть, она даже становится больше, и понятно, что с этим надо что-то делать. Именно поэтому и появилось предложение ввести пособие по бедности. Безусловно, лучше, чтобы бедных вообще не было. Но такое вряд ли будет в обозримом будущем. Безусловно и то, что российские показатели бедности можно признать неудовлетворительными. Это, в общем-то, позор для страны, что у нас сегодня столько бедных и это число продолжает расти. Но как лучше помочь бедным? Можно, конечно, руководствуясь эмоциями, отвергнуть предложение о введении пособий по бедности. Но давайте более внимательно послушаем аргументацию предлагаемой новации. Пособия по бедности в полной мере реализуют принцип адресности. Это означает, что помощь будет доходить по адресу — тем, кто действительно беден. А то у нас сегодня, когда заходит речь об адресности социальной помощи, говорят, что это уже есть. Да, есть, но это адресность категориального типа. Возьмем такую группу, как спортсмены. Точнее, бывшие спортсмены. В Москве, к примеру, существуют ежемесячные компенсационные выплаты в размере 15 тысяч рублей гражданам, имеющим заслуги в области физической культуры и спорта: чемпионам и призерам Олимпийских игр, получающим пенсию по старости, пенсию за выслугу лет и достигшим 60-летнего возраста мужчинам, 55-летнего возраста — женщинам или пенсию по инвалидности. Много среди таких, безусловно заслуженных людей бедных? Такой статистики нет, однако я почему-то думаю, что по-настоящему бедных среди людей этой категории не так много. И так, если посмотрим, по каждой категории граждан, получающих те или иные социальные выплаты. Вопрос не в том, чтобы ликвидировать эти выплаты, — нет, конечно, пусть будут, и бывшие спортсмены пусть получают. Проблема в том, что у нас сегодня на федеральном уровне нет самых главных социальных выплат, которые назначались бы по принципу нуждаемости. Естественно, администрировать такие выплаты будет сложнее, потому что надо будет разработать критерии нуждаемости. Но самое главное, должен быть реально, а не формально работающий порядок оценки доходов и имущества граждан. Вот когда это сделаем, то будет надежда на то, что деньги будут доходить до реально нуждающихся граждан. Еще важно, чтобы при назначении пособия по бедности действовал заявительный принцип. Это, кстати, тоже повышает вероятность того, что социальные выплаты дойдут до действительно бедных. Согласитесь, что человеку бедному проще написать заявление на получение соответствующего пособия, чем человеку не бедному, но формально отвечающему критериям нуждаемости (такие тоже будут, как бы тщательно ни старались определить эту самую нуждаемость). Как когда-то сказал А.Дюма-сын: «Бедность сбавляет гордость: пустому мешку трудно держаться стоймя». Справедливости ради необходимо отметить, что в регионах есть аналоги пособия по бедности. Причем формы этого пособия могут различаться. И когда оформляются те же пособия по оплате услуг ЖКХ — это, согласимся, может считаться своеобразным пособием по бедности. Кстати, Минтруд не поддержал идею Минфина о введении пособия по бедности. Интересна аргументация, которая сводится к тому, что «если есть какой-то ресурс, его надо направлять на повышение зарплат…» Кроме того, плодить какие-то новые пособия, оказывается, нецелесообразно. Почему, кстати, нельзя вводить новые пособия, если у нас нынешняя система пособий такова, что десятки миллионов человек продолжают пребывать за чертой бедности? Давайте не будем увеличивать число пособий, ликвидируем часть из них, но зато введем главное — по бедности, по принципу нуждаемости. А что касается предложения направлять «лишние средства» на повышение зарплат, то так и хочется сказать: «Я ему про Фому, а он мне про Ерему». Пособие по бедности должно стать целевой помощью при условии нуждаемости из-за фактической бедности. Это не зарплата за определенную работу, это — помощь. Чувствуете разницу, господа чиновники? Кстати, практически во всех развитых странах есть эти самые пособия по бедности. И ничего, не стесняются. Итак, Минфин — за, Минтруд — против. Дальше-то что? В обозримом будущем, думается, вряд ли в России введут пособия по бедности. И не по социально-экономическим причинам, а по политическим. У нас же президента скоро выбирать, 2018 год не за горами. Представьте ситуацию: накануне выборов вводят пособие по бедности. И как это будет выглядеть? Получается, что при бешеных ценах на нефть с начала 2000-х годов страна дошла до пособий по бедности. Кто же пойдет на такие нововведения? Нет, конечно, пока никаких пособий по бедности не будет. А вот бедные, увы, будут, и их будет больше, потому что экономический кризис никуда не денется, потому что деньги из Резервного фонда в значительном своем объеме потрачены, потому что социальным государством Россия является пока только по Конституции (статья 7), а не по жизни.
|