Пирог больше не делится Госдума приняла в первом чтении проект федерального бюджета на 2017 год и плановый период 2018–2019 годов. В документе заложен дефицит бюджета на уровне 3,2% ВВП в 2017 году и его сокращение до 1,2% в 2019 году. Прогнозируемый объем доходов государства составляет 13,488 трлн рублей в наступающем году при расходах в 16,241 трлн рублей. К 2019 году доходы должны увеличиться до 14,845 трлн рублей, а расходы сократиться до 15,987 трлн рублей. Цена на нефть в бюджете закладывается на уровне $40 за баррель. «МК» задал известным экономистам два вопроса: фото: Геннадий Черкасов 1) Какие сильные стороны имеет трехлетний бюджет? 2) Какие главные недостатки вы находите в бюджете? Яков МИРКИН, заведующий отделом Института мировой экономики и международных отношений РАН: 1. Принимаемый бюджет — это компромисс между множеством интересов. Можно назвать несколько сильных сторон бюджета. Во-первых, это хорошо работающий механизм в сложные кризисные времена. Во-вторых, бюджет направлен на удержание операционной способности налоговой системы и министерств финансов. В-третьих, в бюджете заложено стремление снизить долговые риски, лежащие на регионах. 2. Бюджет заведомо подвержен сильным изменениям. Я думаю, он еще не раз будет пересмотрен в зависимости от того, что случится в 2017 году с мировыми ценами на сырье, курсом доллара и динамикой внутреннего кризиса в России. Такой бюджет может привести к постепенному росту дефицита и госдолга, так как номинальные доходы падают третий год, а расходы растут. Кроме того, из-за недостатка финансирования в национальную экономику будут страдать ЖКХ, образование, здравоохранение, спорт. Я бы назвал его бюджетом «деления сжимающегося пирога», где главное — удержаться и переждать кризис. Игорь НИКОЛАЕВ, директор Института стратегического анализа ФБК: 1. Сильная сторона — существенное сокращение оборонных расходов в пользу расходов социального характера по сравнению с 2016 годом. В правительстве наконец-то поняли, что беспрецедентное наращивание оборонных расходов, как это происходило в последние годы, может оказать плохое влияние на всю экономику в целом. К плюсам можно отнести также увеличение социальных расходов. Например, расходы по разделу «Социальная политика» должны увеличиться в 2017 году на 9,8% по сравнению с 2016 годом. Понятное дело, что здесь играет роль политическая составляющая — на носу президентские выборы. Поэтому такое решение было ожидаемо. 2. Слабой стороной уже традиционно становятся нереалистичные прогнозные макроэкономические показатели. В 2017 году ожидается рост ВВП на 0,6%. Однако на данный момент ни о каком росте речь не идет. А это означает, что с точки зрения доходной базы у нас могут возникнуть большие проблемы. Падающая экономика не будет генерировать столько доходов, сколько надо для исполнения бюджетных обязательств. Цель снизить инфляцию в 2017 году до 4% — также недостижима. Курс рубля по отношению к доллару с конца 2016 года будет серьезно ослабевать — и с такой динамикой мы войдем в будущий год. В этих условиях мне трудно представить, что инфляция начнет снижаться. Значит, надо закладывать показатель не менее 6%. Борис ТИТОВ, уполномоченный при Президенте РФ по правам предпринимателей: 1. Этот проект бюджета направлен на решение ключевой задачи — сбалансированности бюджетной системы в условиях умеренно неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и низких темпов роста. В трехлетний бюджет не заложен потенциал роста, поэтому документ, предложенный Минфином, направлен на удержание стабильности. 2. Бюджет, который принимается — это бюджет стагнации и рецессии, медленного угасания, консервации отсталости. Это касается низких темпов роста, которые в нем предусмотрены. Надо отдавать себе отчет в том, что при таких темпах роста мы будем катастрофически отставать от других стран. Если бюджет будет принят в нынешнем виде, Россия рискует повторить судьбу СССР. На самом деле бюджет развития сейчас принимать гораздо менее рискованно, чем бюджет «ничегонеделания». Андрей ЧЕРНЯВСКИЙ, ведущий сотрудник Института «Центр развития» НИУ ВШЭ: 1. Судя по бюджету, нас ждут тяжелые три года. Например, цены на нефть составят 40 долларов за баррель. Однако радует, что в этом вопросе правительство придерживается консервативного прогноза. В числе сильных сторон также могу отметить бюджетную консолидацию, которая заложена в документе. Российской экономике она необходима, так как Резервный фонд будет исчерпан уже в будущем году, да и средства в Фонде национального благосостояния заканчиваются. 2. К слабым сторонам можно отнести в первую очередь макроэкономические показатели, лежащие в основе проекта бюджета. Они чересчур оптимистичные. В частности, если верить прогнозам правительства, российская экономика будет расти, а инфляция снизится до 4%. При этом в трехлетний бюджет заложено достаточно серьезное ослабление национальной валюты — среднегодовой курс доллара достигнет в 2019 году 71,1 рубля. Такое сочетание позитивных и негативных факторов в одном документе непонятно.
|