Как победить "сырьеризм" фото: Геннадий Черкасов В пятницу, 18 ноября, Госдума проголосует за бюджет 2017-го и последующих двух лет в первом чтении. Бюджет предполагает переход от нынешнего экономического спада к росту ВВП, пусть и медленному. Реальна ли такая перспектива? Ответ дают два вышедших практически одновременно свежих документа — обзор российской экономики Всемирного банка (ВБ) и выпуск «Комментариев о государстве и бизнесе» (КГБ) Высшей школы экономики. Свой обзор ВБ начинает за здравие. «Продолжительный период рецессии сменяется восстановлением основных экономических и финансовых тенденций и показателей». Констатируются успехи проводимой экономической политики, главный из которых снижение более чем вдвое инфляции: с 15,9% за январь–октябрь 2015 года до 7,4% за те же 10 месяцев 2016 года. Есть и готовый ответ на растущий дефицит федерального бюджета: за предстоящие три года госрасходы сократятся на 3,6% ВВП, наибольшее сокращение придется на три статьи: национальная оборона (-1,8% ВВП); социальная политика (-0,5% ВВП); и государственная безопасность (-0,4% ВВП). Прогноз ВБ оптимистичный: в этом году снижение валового внутреннего продукта РФ составит 0,6%, а дальше рост, хотя и медленный: 1,5% в 2017 году и 1,7% в 2018 году. Есть, правда, в этом прогнозе скользкое место: рост будет «по мере дальнейшего ожидаемого восстановления цен на нефть до 55,2 доллара США за баррель в 2017 году и до 59,9 доллара США за баррель в 2018 году». Ожидания, в свою очередь, строятся на смелом предположении, что ОПЕК удастся ограничить объемы мировой нефтедобычи. «Однако этот прогноз сопряжен со значительными рисками», — признают авторы исследования. Так что прогноз подвисает. Но самое главное в документе ВБ — оценка качества намечаемого роста: «Подъем экономического роста едва ли приведет к развороту тенденции в сторону создания более диверсифицированной экономики». В цифрах этот вывод подтверждается так: за первые 9 месяцев 2016 года совокупная стоимость товаров ненефтяного экспорта снизилась на 13,4%. Другими словами, даже падение рубля в начале года свою поддержку ненефтяному экспорту исчерпало. То же самое относится и к импортозамещению: «На сегодняшний день импортозамещение, по-видимому, не оказало заметного воздействия на экономический рост и перераспределение факторов производства». Вывод Всемирного банка получается совсем не заздравным: российская экономика остается сырьевой. Эту тему развивает обзор Высшей школы экономики, соответствующий раздел назван: «Сырьеризм стремительно усиливается». КГБ уточняет: среди несырьевых секторов (а сельское хозяйство относится к сырьевым) рост в третьем квартале наблюдался только в строительном секторе (+2,7%), и то после падения на 7,7% кварталом ранее. То есть налицо рентный уклон и никакой диверсификации. Как же одолеть «сырьеризм»? Чтобы ответить, сначала нужно отгадать загадку, которая в изложении уже Счетной палаты звучит так: «В прошлом году совокупная прибыль российских компаний выросла на 19,9%, при этом их инвестиционная активность упала на 8,4%. В 2016 году этот тренд сохранился: за полгода прибыль выросла на 7,4%, а инвестиции в основной капитал снизились на 4,3%». Загадка в том, почему прибыли не конвертируются в инвестиции. Попробуем отгадать. Во-первых, раз прибыли растут, дело не в нехватке денег и не в политике ЦБ. Во-вторых, «таргетирования» инфляции от Центробанка и борьбы с дефицитом бюджета от Минфина недостаточно, чтобы разбудить инвестиции. Самое время оглянуться по сторонам. Российская экономика не вполне рыночная, она подконтрольна государству и монополиям, естественным и не очень. Поэтому те условия, что достаточны для роста инвестиций в нормальной рыночной экономике, у нас не срабатывают. Значит, надо двигаться в сторону демонополизации, для чего нужно проводить структурные реформы и одновременно использовать инвестиционный потенциал государства. Можно ли в одну телегу впрячь коня и трепетную лань? Пока мировым ньюсмейкером номер один остается Дональд Трамп, напомню о его плане пустить $500 млрд из бюджета на инфраструктурные проекты. Он руководствуется не идейной чистотой, не верностью «линии партии» — рост расходов никогда не был паролем республиканцев, но результатами, которых следует достичь. В этом с него не грех взять пример. Но не получается. Судя по проекту бюджетной трехлетки, крупных госинвестиций в российские инфраструктурные проекты не последует. А предложение поддержать инвестиции стимулированием в виде льгот по налогу на прибыль или программами поддержки промышленного экспорта пока не проходит: все перевешивает динамика курса рубля. Результат: правительство умывает руки. А зря.
|