Евгений Ясин про дело Улюкаева: «Вспоминается 1937-й год» фото

Евгений Ясин про дело Улюкаева: «Вспоминается 1937-й год» фото

Известные экономисты рассказали, верят ли они в историю про взятку министра экономического развития

Задержанному в ночь на вторник министру экономического развития . Если подозрения во взятке в $2 млн с вымогательством подтвердятся, Улюкаев может сесть на срок до 15 лет. Мы задали известным российским экономистам два ключевых вопроса о «деле Улюкаева».

фото: Наталия Губернаторова

- Было ли за что задерживать министра экономического развития РФ Алексея Улюкаева?

Евгений Ясин, научный руководитель Национального исследовательского Университета — Высшая школа экономики, экс-министр экономики РФ:

- В историю со взяткой Улюкаева я не верю. У нас с ним никогда не было близких отношений, сказать, что я считал его своим другом, не могу, но мы были хорошо знакомы, причем с давних пор.

Но вот разворачивается такая некрасивая история и я задаю себе вопросы: а мог ли этот человек брать взятки? Объективно у меня нет стопроцентной уверенности ни в пользу этой версии, ни против нее.

Допустим, к Улюкаеву подкатывали с разного рода предложениями, даже деньги давали. Он, действительно, мог не устоять. Каких только случаев в жизни не бывает... Но я знаю и другие примеры, когда люди, что выдвигают подобного рода обвинения, могут специально подстраивать ловушки.

Вообще, есть ощущение, что обвинители Улюкаева и те, кто им способствует хотят нанести урон либерально-демократическому лагерю. Недавно была история с кировским губернатором Никитой Белых, которого аналогичным образом поймали на крупной взятке. Тогда у меня было абсолютно четкое ощущение, что ситуация специально спровоцирована, чтобы иметь возможность выдвинуть обвинения против главы региона. Я не уверен, что здесь история не повторяется.

Никита Масленников, советник Института современного развития, бывший помощник председателя правительства Виктора Черномырдина:

- Вся эта история вызывает большое недоумение. Если сказано, что к сделке по продаже акций «Башнефти» компании «Роснефть» претензий нет, она юридически чиста, тогда в чем смысл вымогательства?

В свое время решение о приватизации «Башнефти», насколько я понимаю, принималось с учетом оценок не только Минэкономразвития, но и других ведомств — Минфина, Минэнерго, поскольку это вопрос смягчения острой финансовой ситуации, которая сейчас наблюдается с бюджетом страны.

Есть заключение ВТБ, который проводил первым рыночную оценку этой сделки. Если сделка чистая и это «медицинский факт», какие тогда проблемы? Не хочется заниматься конспирологией, но у меня ощущение, что в этом задержании не все так просто. Я хотел бы надеяться, что будет проведено самое тщательное разбирательство. И также хотел бы надеяться, что все эти обвинения в адрес Улюкаева не подтвердятся.

Евгений Гонтмахер, член правления Института современного развития, экс-замминистра соцзащиты населения:

- Для далеко идущих выводов нужно немного подождать. Сейчас идут допросы в Следственном комитете, ожидается заседание суда по мере пресечения для Улюкаева, и по их результатам появится ясность.

Ситуация очень неожиданная. Я знаком с Алексеем Валентиновичем с 1990-х годов и ничего плохого о нем сказать не могу. Он достаточно профессиональный человек и в то, что он брал взятку, просто не верится. Сложившаяся ситуация не вяжется с его человеческими качествами, с его жизненной позицией. Думаю, что буквально через два-три дня все прояснится.

Андрей Нечаев, доктор экономических наук, экс-министр экономики РФ:

- В любом случае официальная версия Следственного комитета вызывает много вопросов. Если сделка по приобретению «Роснефтью» государственного пакета акций «Башнефти» укладывалась в законодательство и не противоречила закону о приватизации, то не очень понятно, за что, собственно, Улюкаеву давать взятку.

У «Роснефти» достаточно сильная команда юристов, которые понимали, что все идет нормально. Если же существует нарушения, то надо отменять сделку по покупке. Между тем мы слышим от «Роснефти», что все в порядке и сделка пересматриваться не будет. Но если сделка законна, за что задержан Улюкаев и за что он брал взятку?

Руслан Гринберг, научный руководитель Института экономики РАН, член-корреспондент РАН:

- Ситуация очень противоречивая и неприятная. Она похожа на открытое столкновение двух соперничающих групп в нашем политическом классе — либералов и государственников. Уж больно нелепо все выглядит - потому что существует много способов получения взятки, которые намного комфортнее того, о котором говорят.

 

- Как может поменяться экономическая политика правительства после задержания Улюкаева?

Евгений Ясин: Экономическая политика в России будет меняться обязательно. Когда - не знаю. Это может потребовать длительного периода. Сейчас пока изменений нет. Есть только разговоры об этом. С другой стороны, каждый такой случай как с Улюкаевым, а до этого с Белых, не повышает доверие к обвинителю, точнее к власти. А, скорее, наоборот, подрывает его. Вместе с тем самая главная проблема, которая должна быть решена для подъема российской экономики - это именно доверие. Наши правоохранители сегодня настаивают, что они истина в последней инстанции.

Но почему-то тут же вспоминается 1937-й год. Тогда чекисты тоже вопрошали: вы что нам, чекистам, не верите, когда мы врагов изобличаем? Кто-то верил, кто-то нет, но большинство откровенно боялись. А на чувстве страха доверия к власти не добиться.

Никита Масленников: Экономическая политика правительства вряд ли из-за этого как-то изменится. Министерство экономического развития, я думаю, останется в нынешнем виде. Министерская команда работает достаточно эффективно. Да и потом, надо смотреть на реакцию рынка... Она абсолютно нейтральная. Рубль во вторник даже укрепился на фоне того, что чуть-чуть подорожала нефть. И это тоже доказательство того, что экономический курс по-существу не изменился. К его содержанию есть немало вопросов, но это уже другая история, никакого отношения к задержанию министра не имеющая.

Евгений Гонтмахер: Задержание Улюкаева никак не отразится на экономическом развитии страны. Дело в том, что экономический курс определяется правительством коллективно во главе с Дмитрием Медведевым. А окончательное решение принимает президент Владимир Путин. Здесь мнение Алексея Валентиновича было важным, но оно не было исключительным. Как мы видим, и Министерство финансов имеет свою точку зрения, которая порой не совпадает с мнением Минэкономразвития. То есть эта конкретная ситуация никак не повлияет на выбранный курс.

Андрей Нечаев: Курс экономического развития России определяет не министр экономики. Все ключевые решения - за президентом и премьером. Однако роль личности в истории никто пока не отменял. Поэтому если на место главы Минэкономразвития придет другой человек, то изменения возможны. Но вопрос в том — кто будет этот человек.

Руслан Гринберг: Правительство сейчас лишь занимается составлением планов по спасению нашей страны, но ничего конкретного не предпринимает. А раз так, то и ущерб наносить нечему.

Читайте материал

Смотрите фоторепортаж по теме:




Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей