Цену барреля откорректирует сланцевая нефть

Цену барреля откорректирует сланцевая нефть

30 ноября в Вене ОПЕК обсудит сокращение нефтедобычи. В Москве внимательно следят за его подготовкой. Ведь от решения картеля зависят не только цены на нефть, но и будущее рубля, российского бюджета. В США, напротив, не ждут из Вены сюрпризов: «Любой договор захлебнется в американской сланцевой нефти».

фото: ru.wikipedia.org

Прежде всего страны ОПЕК элементарно не могут договориться между собой. Что неудивительно: Саудовская Аравия и Иран — смертельные враги, не желающие уступать друг другу долю рынка. Ирак, Ливия и Нигерия не хотят уменьшать добычу, поскольку она и так уже ранее сократилась по вине террористов или в результате междоусобиц. Но дело не только в этом: есть и еще один, не менее важный фактор — сланцевая нефть Америки.

Выходящая в столице американских нефтяников — Хьюстоне — газета The Houston Chronicle озаглавила одну из недавних публикаций так: «ОПЕК утратил контроль над ценами из-за сланцевой революции в США». Революция заключается в том, что с 2009 по 2015 год производство нефти-сырца в Америке выросло на 83% — в основном за счет сланцевых месторождений. Именно с этим фактором многие эксперты связывают обрушение цен на мировом рынке со $100 за баррель в 2014 году до $27 в начале 2016 года.

Но далее ситуация изменилась. Хотя себестоимость сланцевой нефти в последние годы значительно упала благодаря внедрению новых прорывных технологий, ценовой уровень в районе $30 за «бочку» все же низковат для компаний, работающих в этой отрасли. При отсутствии достаточной рентабельности добытчики сланцевой нефти стали замораживать скважины в ожидании лучших времен.

И лучшие времена, похоже, не заставили себя ждать. Ценовая конъюнктура на нефтяном рынке пошла в плюс — в немалой степени под воздействием разговоров о предстоящем замораживании добычи странами ОПЕК, якобы совместно с Россией. Москва не опровергала этих слухов, даже поддерживала их: пусть они подталкивают цены вверх, вреда не будет. Но как только цены превысили $40 за баррель и на какое-то время даже одолели 50-долларовый рубеж, американская сланцевая нефтянка стала размораживать скважины и наращивать добычу.

На сегодня диапазон от $40 до $50 за баррель — это тот ценовой коридор, в котором добытчики сланцевой нефти в США имеют стабильную прибыльность. А если вдруг чьими-то стараниями нефть вырастет до $60 за баррель, то рентабельность сланцевой нефтедобычи будет измеряться трехзначными процентами — об этом заявляет техасская нефтегазовая компания EOG Resources.

В связи с этим уолл-стритовский финансовый гигант Goldman Sachs считает, что при цене $55 за баррель любое ценовое ралли, которое гипотетически могут организовать ОПЕК, Россия и прочие нефтедобытчики, моментально захлебнется в американской нефти.

Во всяком случае, в настоящее время в США устойчиво растет количество нефтяных и газовых скважин, находящихся в активной эксплуатации. Оно еще не достигло показателя годичной давности (787 буровых вышек), но сейчас нефть качают 443 буровых установки, а природный газ — 108. Это самый высокий показатель за последние восемь месяцев. К этим статданным надо добавить еще свыше 4000 (!) пробуренных, но не до конца оборудованных скважин, которые в случае необходимости могут очень быстро встать в строй.

В общем, о возвращении к высоким ценам — $80–100 за баррель и больше, — очевидно, надо забыть. На мировом рынке предложение нефти превышает спрос на 1–1,5 млн баррелей в сутки. Спрос едва ли значительно вырастет в ближайшее время, поскольку вся мировая экономика растет слабо, а в ряде регионов не растет вообще. Потребление нефти снижается за счет новых энергосберегающих технологий и быстрого прогресса в сфере альтернативной энергетики (солнце, ветер, морские приливы и прочее). И в этом смысле американская и канадская сланцевая нефть — лишь дополнительная, хотя и довольно увесистая гирька на чаше весов, которая перевешивает любые ценовые маневры ОПЕК.

В России и некоторых других странах-экспортерах многие надеются, что заседание ОПЕК в Вене 30 ноября сможет привести к соглашению о замораживании уровней добычи и что результатом этого будет удорожание нефти. Оставим надеющимся какой-то шанс: на свете случаются всякие чудеса. А вот что будет, если венское мероприятие окажется безрезультатным?

Первое: конечно, упадут цены на нефть. Но, наверное, не слишком сильно, поскольку фиаско ОПЕК не будет неожиданным — оно уже в большой мере учтено в сегодняшних ценах. Второе: это фиаско подтолкнет и без того готовый рухнуть режим Мадуро в Венесуэле, где 75% населения, согласно свежему опросу, хотят смены власти. Третье: ОПЕК окончательно утратит доверие как международная организация, так как провал в Вене будет третьим по счету (после Дохи и Алжира). Четвертое: обострится конкуренция между нефтедобывающими странами, что приведет к продолжению тенденции снижения цен на нефть.

Можно рассказывать оптимистичные сказки о грядущем стодолларовом барреле, как это делают некоторые российские прогнозисты. Хорошо, что в правительстве не очень прислушиваются к этим сказкам и верстают бюджет на ближайшие три года, исходя из среднегодовой цены на нефть в $40 за баррель. Хотя кто знает — может, и эта цифра окажется завышенной…




Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей