Минфин считает, что в этом году «переплатил» за социальные пособия Правительство уменьшило заложенный в проект бюджета на 2017 год прожиточный минимум пенсионера с 8803 до 8540 рублей. Это означает, что до 8540 рублей в месяц снижается и гарантированный федеральным бюджетом уровень материального обеспечения неработающих пенсионеров. «Старые» пенсионеры, то есть вышедшие на пенсию до 31 декабря 2016 года, разницы не заметят. А «новым» придется жить по-новому. фото: Алексей Меринов Российская система оказания социальной помощи архаична и запутанна, как глухая, непролазная чаща. Но чтобы понять суть изменений, заложенных в одном из внесенных на днях в Госдуму правительственных законопроектов, в эту чащу придется углубиться. Итак, в законе «О государственной социальной помощи» с 2009 года прописано: общая сумма материального обеспечения неработающего пенсионера не может быть ниже, чем установленный в его регионе на данный год прожиточный минимум пенсионера (ПМП). Если региональный минимум ниже, чем установленный на этот же год в среднем по стране, то разницу доплачивает федеральный бюджет. Все, что сверх среднего по стране, приходится доплачивать бюджету региона. Этот установленный прожиточный минимум рассчитывается по специальной методике и не совпадает со статистическим, то есть стоимостью нищенской потребительской корзины, которую постоянно замеряет Росстат. А в понятие «материальное обеспечение неработающего пенсионера» входит не только пенсия, но и денежные эквиваленты льгот на оплату транспорта, ЖКХ и прочие меры социальной поддержки. В 2016 году федеральный прожиточный минимум пенсионера — 8803 рубля. В 14 регионах он был установлен выше этого уровня (это Москва и Московская область, а также ряд субъектов Федерации — Сибири, Урала, Крайнего Севера и Дальнего Востока). В пяти регионах равен федеральному, то есть 8803 рублям, во всех остальных — ниже федерального, иногда на 2–3 рубля, а иногда и на пару тысяч. Прогнозируемый по итогам 2016 года уровень инфляции — 5,8%. Казалось бы, примерно в таком объеме должен вырасти и федеральный ПМП на 2017 год. Но в проекте бюджета, с которым сейчас разбирается Госдума, он заложен на 263 рубля меньше: 8540 рублей в месяц! В Министерстве труда и социальной защиты «МК» объяснили, что необъяснимое с точки зрения житейской логики снижение вызвано «существенным замедлением темпов роста потребительских цен и, как следствие, уменьшением базы для прогноза — величины прожиточного минимума за 2016 год». То есть когда верстали бюджет 2016 года, думали, что инфляция окажется больше, чем получилось по факту, и «заложились» с запасом. А реальный ПМП, по данным Росстата, во втором квартале не превышал 8171 рубля. «Мы фактически переплатим (на социальные доплаты. — «МК») 30 млрд рублей из-за того, что прогнозный ПМП оказался выше реального», — заявила на заседании думского Комитета по труду и социальной политике представитель Минфина... Снижение с 1 января 2017 года среднего по стране ПМП до 8540 рублей могло бы привести к снижению уровня жизни части неработающих пенсионеров, потому выше этой суммы федеральный бюджет ничего не гарантирует, а регионы при установлении своих ПМП вполне могли бы их тоже снизить. Но перед выборами 2018 года это было бы недопустимо. Поэтому правительство решило сохранить уровень материального обеспечения малоимущим неработающим пенсионерам (тем, у кого пенсия плюс разные субсидии и пособия меньше 8803 рублей в месяц) не ниже той величины ПМП, которая действовала в регионе их проживания или пребывания на 31 декабря 2016 года. Грубо говоря, меньше, чем в этом году, получать они не будут, что обойдется федеральному бюджету в 2,4 млрд рублей дополнительно. «Я не думаю, что регионы будут снижать свои прожиточные минимумы — они, как правило, устанавливают их выше статистических, но ниже федерального или равными ему, чтобы поддержать малоимущих, но самим ничего не доплачивать», — предположил в разговоре с «МК» Андрей Исаев («ЕР»). «Решения будут приниматься исходя из местных особенностей, у региональных властей есть некий страх перед этой темой, ведь пенсионные вопросы — как минное поле», — сказала «МК» экономист, директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. Она считает схему, которая гарантирует нынешним неработающим пенсионерам уровень материального обеспечения в следующем году не ниже нынешнего, «разумной мерой, которая позволяет не подставляться политически». Субъекты Федерации по правилам должны устанавливать свои ПМП на следующий год до 1 ноября. Полных данных еще нет, но некоторое представление о картине получить уже можно. Например, в Тверской области в 2016 году ПМП был 8540 рублей в месяц — на 2017 год он оставлен прежним, как будто никакого роста цен в этом регионе за год не произошло, и увеличения социальной доплаты здесь ожидать не приходится. По тому же пути пошли во Владимирской области: там ПМП останется на уровне 8377 рублей. А вот в Башкортостане ПМП вырастет с 7842 рублей до 8015 рублей, в Московской области — с 8950 рублей до 9161 рубля, а в Москве — с 11 428 до 11 561. Но есть регионы, где показатель вслед за федеральным действительно снижается: например в Астраханской области — с 7900 до 7600. «Необходимо менять методику расчета прожиточного минимума, потому что то, что мы наблюдаем, — это чушь», — заявил на заседании Комитета по труду и социальной политике Олег Шеин («СР»). Члены комитета с ним согласились. Представитель Минфина покивала головой... Дополнительным аргументом в пользу пересмотра методики служит проект бюджета на 2017 год и плановый период до 2019 года: там говорится, что, снизившись в 2017 году до 8540 рублей, ПМП пенсионера резко вырастет до 9364 рублей в 2018 году и до 9729 рублей в 2019 году, хотя инфляция в эти два года, по прогнозам того же правительства, не будет превышать 4%. Любопытный момент, о котором надо помнить всем россиянам, кто станет неработающим пенсионером после Нового года: «новым» неработающим пенсионерам в 2017 году материальное обеспечение федеральный бюджет гарантирует не выше 8540 рублей. «Действие законопроекта распространяется на тех пенсионеров, у которых право на получение социальной доплаты к пенсии возникло не позднее 31 декабря предыдущего года, т.е. на тех, кто получает (имеет право на получение) социальную доплату в 2016 году», — подтвердили «МК» в Минтруда. Эта разница, считает правительство, сохранится лишь на один 2017 год, а потом все малоимущие неработающие пенсионеры — и «новые», и «старые» — вновь в правах уравняются.
|