Новый документ “О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений многоквартирных домов” в какой-то степени можно назвать революционным. Постановление дает четкие расклады: какие права и обязанности есть у жильцов, а какие — у коммунальщиков. Так, например, уточнено, что жилец обязан пускать в квартиру представителей аварийных, газовых и прочих служб, чтобы те проверили состояние счетчиков. Но делать это они могут не чаще 1 раза в три месяца, причем предварительно согласовав с жильцом время своего визита. Документ запрещает, чтобы днем в холодные месяцы в жилых помещениях по вине отопителей снижалась температура даже на 1 градус (должна быть строго +18, а в угловых комнатах — +20). В вечернее и ночное время допускается снижение на 3—4 градуса, но не больше. При этом за каждый час отклонения температуры воздуха от нормы размер платы за коммунальную услугу снижается на 0,15%. Есть в новых правилах требования к холодному и горячему водоснабжению. Оно должно быть круглосуточным и круглогодичным. Отсутствовать может максимум 8 часов в месяц или 4 часа единовременно (если случилась авария). Горячая вода, как гласит документ, из кранов россиян также может не литься в связи с ежегодными профилактическими работами (но не чаще 1 раза в 12 месяцев). И в любом случае за каждый час отсутствия “голубой жидкости” также плата снижается на 0,15%. Главная задача новых правил — уравнять в правах жильцов многоэтажек с разными управляющими компаниями и ТСЖ и даже живущих в разных регионах. А то ведь до сих пор зачастую в отдельных городах коммунальщики выдумывали собственные правила, и люди здесь платили куда больше своих соседей. Итак, к концу лета жильцам будут приходить новые квитанции. Правительство поручило в 3-месячный срок утвердить примерную форму платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, а также методические рекомендации по ее заполнению. И в новой квитанции будет больше строк. Так, вместо одного платежа за один вид услуги будет отдельно рассчитываться плата за индивидуальное потребление и отдельно — за общедомовые нужды. Благодаря этому счета станут более прозрачными, но с другой стороны — чем больше цифр, тем больше путаница. Зато если раньше за содержание и текущий ремонт люди платили 100% платы, то теперь будут четко, скажем, 30%, если управляющая компания выполнила только треть запланированного объема работ по дому. Коммунальным службам запретили присылать жильцам дополнительные счета по итогам года. А то ведь как бывало — люди неожиданно находили в почтовых ящиках новые квитанции, согласно котором они якобы задолжали за тепло, поскольку морозных дней прошедшей зимой было слишком много и энергии на отопление многоэтажки потратили больше, чем ожидалось. Теперь же платить люди будут строго по факту потребления за каждый месяц. И если вдруг коммунальщики где-то просчитались, компенсировать это за счет жильцов запрещено. Любопытно, что даны точные формы расчета платы за услуги для жильцов коммуналок. Причем они довольно простые и по зубам будут каждому пенсионеру. Вот, скажем, размер платы за тепло станет определяться путем умножения объема потребленной во всей квартире тепловой энергии на установленный законом тариф и на цифру, равную жилой площади конкретной комнаты, поделенной на площадь всей квартиры. Допустим, вы — москвич, и у вас комната 10 кв. м в коммунальной квартире площадью 50 кв. м. Делим 10 на 50 и полученную цифру (0,2) умножаем на 20 рублей за кв. м (примерный тариф для Москвы) и на 50 (примерный объем потребленной тепловой энергии). Получим 200 целковых. Если жильцу, получившему очередную квитанцию, что-то будет неясно или он с суммой не согласиться, то должен подать заявление в компанию. И там ему в течение трех рабочих дней обязаны дать полный расклад по всем начислениям. Если все же человек остался уверен, что переплатил, то смело сможет обращаться со своими “калькуляциями” в суд. Напомним, что сегодня, прежде чем к неплательщику применят какие бы то ни было санкции, задолжать он должен за 6 месяцев. В итоге число неаккуратно рассчитывающихся за “коммуналку” довольно велико (грешит этим каждый 15-й россиянин). По новым правилам, как только долг превысил сумму трех месячных платежей, рассчитанных исходя из норматива потребления, неплательщику отправляют письменное предупреждение. Если он в течение 30 дней на него никак не отреагировал и все деньги не заплатил, то свет или воду отключат без лишних разговоров. А поскольку месячный платеж большой семьи (где три и более человека) будет равен или даже превзойдет эти самые три нормативные суммы, то электричество им вырубят и кран перекроют уже через месяц. И, кстати, новый документ обязывает уплатить набежавшие пени. Важный для многих россиян момент — что делать, если кто-то из жильцов уехал в командировку, на дачу, в отпуск и т.д. Ни водой, ни электричеством, ни отоплением он ведь не пользуется — так зачем же за него платить? Оговорюсь, что и сейчас можно сэкономить, предоставив в управляющую компанию документы, подтверждающие длительное (более пяти дней) отсутствие кого-то из жильцов. Но теперь уточнено, что отопление и общедомовые нужды придется оплачивать в любом случае. При этом перечень документов, подтверждающих отъезд жильца, стал шире. В их числе теперь и справки из консульского отдела, и копия командировочного удостоверения. Причем многие документы придется заверять печатью организации. Формулы, которые помогут вам рассчитать свою квартплату, все требования к качеству коммунальных услуг. |