C молитвой о санкциях фото

C молитвой о санкциях фото

Европа помогла Белгородской области развить собственное сельское хозяйство

Постоянные дискуссии на тему «способна ли Россия сама себя прокормить в условиях европейских санкций» не сбавляют обороты уже второй год. Эффективна ли на деле программа импортозамещения или это просто красивое и часто повторяющееся словосочетание? Не выезжая за пределы Москвы, тяжело размышлять, способны ли регионы России производить товары достойного качества и в ощутимом количестве. Корреспондент «МК» побывал в пресс-туре по Белгородской области, организованном постоянным комитетом Союзного государства, в котором российским и белорусским журналистам показали, на что способен отечественный агропромышленный комплекс.

фото: Людмила Александрова

Международный аэропорт «Белгород» невелик. Это, пожалуй, единственное отличие от столичных воздушных гаваней. Вокруг современного здания — поля необозримые.

Именно эти поля и позволяют Белгородчине выращивать на них зерно не только для себя, но и для скота — его перерабатывают в комбикорм для животных. На местных кормах выращивается скот, который потом идет на производство мяса. И как финал — утилизация и переработка отходов в органическое удобрение и электроэнергию! Безотходное производство на всем собственноручно выращенном.

И все же главное в сельском хозяйстве — мотивация персонала. Чтобы народ хотел работать на земле, его надо чем-то завлечь. Например, достойным жильем. Крупнейший агропромышленный комплекс Белгородчины, скажем, построил целый поселок для своих сотрудников и для привлечения квалифицированных специалистов. «Есть два типа предоставления жилья, — рассказал представитель компании. — Во временное пользование на долгосрочный период. Жильцы платят только за коммунальные услуги. Второй вариант: проживание с правом последующего выкупа на льготных условиях. Если сотрудник компании трудится 5 лет — скидка 25%, 7 лет — 35%, 10 и более — 50%».

А гендиректор крупнейшего птицекомплекса России Геннадий Бобрицкий мотивирует своих служащих достойными зарплатами. «Если раньше приходилось заказывать автобусы, чтобы привозить сотрудников на предприятие, то теперь место на парковке сложно найти. Практически у всех собственные авто», — хвалится хозяин. Бобрицкий уверяет, что в его компании работают целыми семьями. Для женщин был такой «пряник»: при уходе в декрет молодой маме платили не пособие по уходу за ребенком, а 50% от оклада. В результате представительницы прекрасного пола, не успев вернуться из одного декретного отпуска, плавно входили во второй. После чего на подобную льготу был введен лимит — выплату женщине производят только один раз. Еще один интересный момент. Для эффективного производства куриного мяса необходимо внимание к деталям. Например, нужно уметь по куриному яйцу определить пол птенца. Для этого в Белгородскую область приезжали специалисты из Азии. Заморские женщины учили россиянок, как с одного взгляда на яйцо узнать, кто из него вылупится. Эта на первый взгляд мелочь в 2015 году помогла предприятию реализовать мясопродукции на 516,4 тыс. тонн.

Порой в этой поездке моему обонянию приходилось нелегко. Вот вы знаете, что такое альтернативная энергетика? Я сразу представила ветряки и солнечные батареи. Наивная. Участникам пресс-тура из России и Белоруссии предоставили возможность побывать на биогазовой станции в Прохоровском районе Белгородской области. «Ее цель — не энергетическая безопасность, а решение экологических вопросов, — рассказал глава района Сергей Канищев. — Последние 15 лет у нас энергично развивается сельское хозяйство. И возник вопрос, как утилизировать отходы производства? Эта станция в сутки перерабатывает около 40 тонн отходов свинобойни и порядка 70–80 метров кубических свиноводческих стоков, которые идут на станцию через трубопровод. В гигантских баках биомасса бродит и разлагается. Такая утилизация дает органические удобрения, а также 3,6 МВт энергии».

Стараясь не вдыхать глубоко, пока не отъедем подальше от биогазовой станции, глава Прохоровского района рассказал представителям СМИ, что местные любят шутить: «Шанель», но не та». По словам Канищева, предприятие расположено с учетом розы ветров, а посему туристы даже не подозревают о его существовании.

По словам губернатора Белгородской области Евгения Савченко, они вовремя поняли, как реализовать потенциал области. Все дело — в земле, 50% которой находится в госсобственности. «Это мощнейший рычаг нашего управления. В свое время Столыпин сказал: «Земля — это власть». Вот у кого она есть, у того и власть, — заключил Савченко. — Самое эффективное сельское хозяйство на сегодня у Израиля и Голландии. И там, и там земля на 100% в госсобственности».

То, что слова губернатора не лишены правды и эта земля приносит пользу, подтверждают конкретные цифры. Одна Белгородская область производит мяса свинины больше, чем вся Беларусь, — 1 млн тонн. За последние 2 года прибыль в целом в сельском хозяйстве составила 50 млрд рублей.

Евгений Савченко успокоил всех граждан РФ: дефицита мяса птицы не будет. «Запрет на импорт продовольствия мы переживаем практически без проблем. Напротив, мы начинаем думать, куда сбывать нашу продукцию. Начали осваивать рынок Китая, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока. Со свининой сложнее. Китай сказал, что будет покупать у нас свинину, когда избавимся от АЧС (африканской чумы свиней). Они правы», — рассказал журналистам губернатор.

Госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота, который в эти же дни знакомился с Белгородчиной, раскрыл секрет успеха региона. По его словам, он заключается в «эффективном губернаторе» и черноземе.

Сама встреча с Евгением Савченко началась с его фразы: «Мы должны лучше узнать друг о друге». «МК» согласился с губернатором и спросил: «Вы слышали, что идет сбор подписей под петицией о вашей отставке? Инициаторы — сельскохозяйственники. Говорят, им мешают накормить всю Россию». Эффекта неожиданности не получилось. Савченко сказал, что в курсе дела. «Нормально, когда кто-то недоволен, — считает губернатор. — Должны быть и такие мнения. Нужно прислушаться, постараться вникнуть и решить проблемы недовольных, а не отмахиваться».

C молитвой о санкциях фото фото: Людмила Александрова На крупнейшем мясоперерабатывающем заводе области трудится почти 3 тыс. специалистов.

Вопрос импортозамещения волновал многих журналистов. Как-никак пока санкции снимать никто не собирается — и вопрос пропитания у населения стоит остро. Пресс-конференция губернатора вместо запланированных 30 минут длилась почти полтора часа.

«В России множество регионов, которые являются прекрасными производителями агропродукции: Татарстан, Курская область, Тамбовская, Воронежская, Брянская, которая стала практически столицей красного мяса, а также Башкортостан, Ростов, Ставрополь, Краснодар», — сказал Евгений Савченко.

«Сегодня Россия может прокормить не менее 500 млн человек. А если считать вместе с Украиной и Белоруссией, то мы можем накормить — 1 млрд людей», — заключил губернатор.

Проблема в том, что Европа обладает своей сельхозпродукцией. И тем не менее свою нишу в мире найти можно. По мнению главы Белгородской области, Россия могла бы экспортировать экологически чистые продукты. Мол, от такого никто и никогда не откажется. «Мы как раз идем по пути биологизации земледелия, а также сокращаем пестицидную нагрузку, — рассказал Савченко. — В мире нет больше чернозема. В Западной Европе почва — это суспензия, где выращиваются отдельные культуры. Там невозможно получить всей полноты и гаммы продовольственных продуктов».

По мнению Савченко, санкции сейчас работают только на прирост инвестиций. «У нас появляются новые возможности для реализации новых проектов. Например, строительство теплиц. Раньше помидоры и огурцы мы получали из Турции и Египта. Как только эти рынки закрыли, появились ниши, которые мы стали занимать сами. Свернули отношения с Украиной — машиностроительный комплекс дал показатели, рост 15–20% ежегодно. Развиваются крупные проекты в горнодобывающем комплексе. В текущем году вводятся 2 мощнейших проекта: на Стойленском горно-обогатительном комбинате с объемом инвестиций около 50 млрд рублей и Лебединском горно-обогатительном комбинате, где примерно те же инвестиции, что делает их продукцию конкурентоспособной во всем мире. На рынок они выходят с новым инновационным продуктом. В рейтинге по созданию инвестклимата за 2015 год Белгородская область заняла 2-е место после Татарстана», — не без гордости заключил губернатор.

То, что сказал Евгений Савченко далее, у некоторых может вызвать неоднозначную реакцию. Областной глава сообщил, что развитию АПК мешает страх возможной отмены европейских санкций и того, что соотношение рубль–доллар вновь достигнет адекватных, с точки зрения потребителя, отметок в 40–50 рублей. Оказалось, что для покупателя — радость, для производителя — смерти подобно.

«Мы готовы работать, но вдруг санкции снимут, — сказал Савченко. — Мы привыкли уже к ним. 10 лет назад я говорил, что у нас 1 доллар должен стоить 100 рублей. Если бы сегодня так было, мы бы всех «порвали». Аргументировал свои слова губернатор так: «Два раза девальвировали рубль, и ровно в два раза повысилась конкурентоспособность российской экономики. Необходимо учитывать доходы населения и покупательную способность россиян, но ее нельзя измерять в иной валюте. Ее надо измерять рублем. Пока же мы фактически перешли на доллары», — подытожил губернатор. И с этим сложно поспорить.

Белгородская область действительно может. Таков краткий итог поездки. Здесь способны взрастить специалистов с нуля. Функционируют техникумы, где готовят кадры для последующего трудоустройства на предприятия АПК. Белгородчина может накормить всех свининой и курятиной. Чистый воздух и чернозем позволяют выращивать экологически чистые овощи и фрукты, а также зерновые. Это единственный регион в РФ, который уже 3 года назад преодолел планку в 100 тыс. рублей объема производства на гектар пашни. Это самый объективный показатель того, как развито производство. Если все вышеперечисленное уже поставлено на поток, то расскажу о производстве, которое, как рассказало его руководство, работает в большей мере для души. Речь о предприятии, занимающемся молочной продукцией. И такие в области существуют. Объем производимого конкретно этой компанией молока — 58 тысяч тонн в год. Срок окупаемости данного проекта — 15 лет. Это много, но как сказали управленцы предприятия, молочное производство — это «стратегическая отрасль». Необходимо достойно принимать «вызовы мировой экономики». Так что увидим, чья корова будет мычать, а чья молчать...




Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей