Москва не будет снабжать Незалежную дизельным топливом и соляркой По предложению МИД и Минэнерго России правительство разорвало соглашение с Украиной по эксплуатации двух нефтепродуктопроводов Самара—Западное и Грозный—Армавир—Трудовая, которое было заключено в 1995 году. Как сказано в пресс-релизе кабинета министров, договор более не имел смысла, так как в феврале 2016 года российские участки обеих веток, принадлежавшие «Транснефти», были проданы швейцарской компании International Trading Partners AG. фото: Геннадий Черкасов По оценкам экспертов, трубопроводы могли быть проданы примерно за 200–300 млн долларов. Отмечается, что их пропускная мощность составляла 1,7 млн тонн нефтепродуктов в год, но в 2014 году «Транснефть» сообщила, что за 5 лет из труб выкрали 57 900 тонн на сумму примерно в 62,7 млн долларов. Кроме того, в 2014 году «Башнефть» потеряла на этих участках около 2 млрд рублей. С сентября 2015 года российские компании должны были получать специальное разрешение в Федеральной службе по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) для поставок дизельного топлива на Украину. Лицензирование сразу же сказалось на торговом обороте: в 2015 году Россия продала Украине топлива на общую сумму около 1 млрд долларов, что на 67% меньше показателя предыдущего года. Так как из-за боевых действий на Донбассе и экономического кризиса на Украине встали почти все НПЗ, снижение топливных поставок могло стать тяжелым ударом по экономике страны, но на помощь Киеву пришел Минск. За первое полугодие 2016 года Белоруссия поставила Киеву 2,2 тонны топлива, что на 64% больше, чем в 2015 году. На этом Минск заработал 823,4 млн долларов. В результате в апреле 2016 году тогда еще премьер-министр Арсений Яценюк призвал полностью отказаться от российских нефтепродуктов, но правительство его не поддержало, возможно, потому что Белоруссия получает свою нефть из России. Но и российские компании не теряли надежды вернуться на Украину, так как Россия за год производит около 76 млн дизельного топлива, из которых на себя тратит чуть больше 31 млн тонн. В конце весны 2016 года ФСТЭК разрешил «Транснефти» возобновить поставки. По теперь уже швейцарским трубопроводам компания в мае собиралась передать Киеву 30 тысяч тонн солярки, а затем по 100 тысяч тонн каждый месяц. Но в сентябре у «Транснефти» лицензию отобрали. «МК» выяснил у экспертов, что означает нынешний разрыв соглашения и как сильно он ударит по России и Украине. Михаил КРУТИХИН, партнер RusEnegry: — Для Украины последствия будут минимальны, а Россия вовсе ничего не почувствует. Но «Транснефть» может поставить крест на своих планах поставлять по этому маршруту дизельное топливо на Украину, поскольку в данном случае решение было продиктовано политическими, а не экономическими соображениями. Мы стали очевидцами очередного обострения в российско-украинских отношениях и стремления Москвы как можно сильнее насолить соседней стране. Но это не значит, что теперь Киев будет получать меньше дизельного топлива из России или вовсе его лишится, так как помимо этих двух нефтепродуктопроводов Украина может получить его по железнодорожным маршрутам. Иван КАПИТОНОВ, доцент кафедры международной коммерции Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС: — До сих пор полностью останавливать поставки не решались, так как у российских нефтяников на Украине все еще остаются серьезные активы. Теперь же правительство России сказало своим компаниям, что не надо питать иллюзий и нужно отказаться от сотрудничества с Киевом, который не перестанет воровать нефтепродукты. Киеву же в любом случае придется искать поставщика, и если он сможет договориться о цене с Минском, тот удовлетворит его потребности.
|