Эксперты рассказали, что россияне от отчаяния покупают в интернете

Эксперты рассказали, что россияне от отчаяния покупают в интернете

Посылки в РФ из иностранных онлайн-магазинов выросли на 100%

Много ли в России отраслей, которые в кризис без всякой государственной поддержки показывают рост? Оказывается, есть такие. Например, интернет-торговля, которую не задушишь, не убьешь. К концу 2016 года объем этого рынка вырастет до триллиона рублей, что от оборота традиционной коммерции составит 3–3,5%. До лучших мировых стандартов еще далеко, а значит, перспективы роста огромны. Особенно если водку и виски вернут в Интернет.

фото: Наталья Мущинкина

Все больше людей отдают предпочтение интернет-магазинам. Если верить различным профильным исследованиям (их проводят Ассоциация интернет-торговли — АКИТ, Институт современных медиа, Национальная ассоциация дистанционной торговли), 55–60% россиян хотя бы раз в жизни покупали что-либо в Глобальной сети. Подсчитано, что 51% онлайн-покупателей завели себе банковскую карту специально для того, чтобы оплачивать виртуальные покупки за границей.

Сейчас никто не хочет стоять в очередях, когда можно расплатиться в пару кликов да еще выбрать удобное для себя время доставки. Некоторые магазины предлагают своим клиентам возможность не просто покупать товары онлайн, но и торговаться за них с продавцами, назначая свою цену.

Потребитель ищет в онлайне не только низкую цену, но и свободу выбора, сортировку по десяткам критериям, отзывы на товары и магазин, возможность общения с другими покупателями и экспертами, особенно в случае поиска высокотехнологичных вещей. Кроме того, многие шопы, а не только большие платформы по размещению товарных предложений, уже начали делать удобные приложения для мобильных гаджетов.

Ничего удивительного в этом нет — подросло новое, digital-поколение, для которого не существует границ. Эти молодые люди практически не пользуются компьютером, для них весь Интернет в смартфоне.

Все эти факторы в совокупности, несмотря на сложную экономическую ситуацию, дают хороший прирост интернет-торговле.

В 2013 году он составлял 544 млрд рублей, в 2014-м — 713 млрд, в 2015-м — 760 млрд, в 2016-м достигнет 900 млрд или даже, по оценкам некоторых экспертов, превысит триллион. Из них 320 млрд рублей — это трансграничная торговля (импорт).

Количество виртуальных магазинов, в которых отовариваются россияне, вам точно не назовут. Они словно грибы — то появляются, то исчезают. По крайней мере на данный момент к крупнейшей в стране торговой площадке, работающей на базе известного поисковика, подключено около 20 тыс. шопов как зарубежных, так и отечественных. Естественно, их допускают к работе, если они удовлетворяют закону о дистанционной торговле, содержат информацию о юридическом лице, доставке и т.д.

Мошенники в Интернете, конечно, тоже встречаются. Периодически возбуждаются уголовные дела. Но если посмотреть статистику обращений людей с жалобами на продавцов, то пропорция к офлайн-коммерции не в пользу последней. Связано это с тем, что средний чек в Сети гораздо ниже, и обманывать на небольшом временном плече доставки просто невыгодно. Риски оказаться в тюрьме за две копейки очень высоки.

E-commerce в России занимает примерно 3–3,5% от рынка офлайн-ритейла. В США — это 10–11%, в Китае — 20%, в Англии — почти 15%.

Как ни странно, именно «кроссбордер», в основном американский и китайский, мобилизует в России более 80% новых пользователей. Можно сказать, это двигатель отечественной онлайн-торговли. В прошлом году из зарубежных магазинов перетекло более 12 млн клиентов. К тому же иностранные ресурсы делают еще одно «доброе дело» — приучают россиян к онлайн-платежам и предоплате.

Что покупают? Главным образом бытовую технику и электронику, одежду и обувь. Доля этих товарных групп более 60%. Далее по популярности следуют парфюмерия, косметика, автозапчасти, различные детские и товары для дома.

«Ситуацию на рынке онлайн-торговли сегодня можно назвать относительно стабильной, — считает коммерческий директор одного из столичных гипермаркетов Олег Пчельников. — Курс национальной валюты закрепился в коридоре 62–67 рублей за доллар и фактически обеспечил потребителя постоянными ценами на основные группы товаров. Клиенты продолжают придерживаться стратегии рациональной выбора, фокусируясь на товарах массового спроса. Стабильно продолжают расти продажи в таких категориях, как спорттовары, продукция для отдыха, дома и ремонта. Кроме того, в третьем квартале мы фиксируем постепенное восстановление интереса к некоторым товарам категории бытовой техники и электроники, что обусловлено несколькими причинами. Во-первых, это отложенный спрос: ведь прошлый год закрылся с одним из худших результатов за последние 5 лет, у покупателей назрела острая потребность в обновлении. Во-вторых, на ситуацию повлияла ценовая политика производителей. В первые шесть месяцев цены на большинство категорий опустились даже ниже уровня середины 2015 года. Особенно сильно просела стоимость техники, производимой внутри страны: холодильники, стиральные машины, телевизоры. При этом падают продажи фотоаппаратуры, мультиварок».

Хотя рынок отошел от потрясений 2014–2015 годов, покупатели теперь более экономно подходят к выбору и стараются не переплачивать без необходимости. Популярность товаров среднего и нижнего ценовых сегментов значительно выросла, известность бренда отошла на второй план.

Одновременно обострилась конкуренция. Встречается в Интернете и откровенный демпинг. Причем необязательно речь идет о некачественных товарах или откровенных мошенниках. Причин, по которым товар приобретается за 1000 рублей, а продается за 950, может быть немало. Возможно, магазин получил какие-то специальные условия от поставщика. Или, например, была неправильно выбрана маркетинговая стратегия закупок, и от товара нужно избавляться, лишь бы освободить склад, аренда которого стоит дорого. При таких раскладах предприниматели могут продавать продукцию дешевле, чем остальные. В конце концов выиграет компания, умеющая работать на привлечение клиента.

То, что у покупателей прошел шок, подтверждает и другая тенденция, а именно: рост в интернет-торговле доли импорта, который достиг 35%. Это абсолютный рекорд. Такого никогда не было. По итогам первого полугодия 2016 года количество международных посылок выросло на 102%, а число заказов на внутреннем рынке — только на 5%.

Больше всего услугами иностранных шопов пользуются в Москве. Распределение затрат россиян по странам следующее: Китай — 51%, ЕС — 24%, США — 12%. А вот если взять такой показатель, как распределение товарных отправлений в штуках, то здесь Китай вне конкуренции — 90% посылок идет из Поднебесной.

Львиная доля виртуальных покупок обходится россиянам дешевле 22 евро. Только 1% приобретает товары в ценовом диапазоне 500–1000 евро. Причем, как правило, в России. То, что средняя стоимость заказа в наших интернет-магазинах выше, чем в зарубежных, не случайно. Клиент может потратить 1000 рублей на какую-нибудь китайскую безделицу, но не готов покупать в Китае телевизор за 25 тыс. рублей.

Здесь все объяснимо. 1000 евро в месяц — это действующий порог беспошлинного ввоза зарубежных интернет-посылок. Либо общий вес ввозимого груза не более 31 кг. Выход за эти лимиты облагается пошлиной в 30% от суммы превышения, но не менее €4 за килограмм.

«С каждым годом российские ритейлеры теряют всё большую долю на рынке e-commerce, уступая заграничным компаниям, — поясняет исполнительный директор АКИТ Артем Соколов. — Сегодня наш бизнес стоит перед выбором: остаться в России, продолжать платить налоги, но работать на низкой марже либо вывести всю инфраструктуру за рубеж, оперировать напрямую оттуда и, не платя никаких налогов, повысить свою чистую прибыль на треть. Однако вывод деловой активности за рубеж — это то, чего стремится избежать любое государство мира, поскольку в данном случае экономика не получает совершенно ничего. Сохранение e-commerce в стране — это стимулирование налоговых поступлений, создание рабочих мест, инвестиции в торговую инфраструктуру. Пробелы в регулировании, не поспевающем за стремительными темпами развития интернет-торговли, привели к тому, что сегодня приоритет отдан иностранным игрокам, активно использующим преимущества безналоговой торговли. Если мы в ближайшей перспективе не хотим перевести всех предпринимателей на офшорную модель, то необходимо создавать равные условия ведения бизнеса».

Минпромторг вместе с бизнес-сообществом, экспертами взялся за разработку проекта стратегии развития интернет-торговли, которая должна существенно поменять правила игры на отечественном рынке электронной коммерции.

В частности, на августовском совещании в министерстве поднималась непопулярная тема — введение НДС для иностранных интернет-магазинов, чтобы уравнять их в экономических правах с отечественными коллегами. Для этого потребуются изменения в законодательстве, чтобы все зарубежные торговые ресурсы имели российское представительство. Многие полагают, что это нереально, поскольку система администрирования налога окажется более затратной, чем собираемая сумма. Плюс удорожание товаров приведет к сокращению импорта.

Тем не менее условия беспошлинного ввоза в Россию интернет-посылок, скорее всего, ужесточат. В ближайшие 2–3 года денежный порог по рекомендации Всемирного почтового союза постепенно уменьшат в пять раз — до €200 за посылку. Как считают в Минпромторге, резкое снижение привело бы к недополучению доходов в бюджет, ухудшению положения малообеспеченных граждан, вызвало появление новых коррупционных схем.

Для стимулирования сетевой внешней торговли под маркой «сделано в России» примут механизм возврата экспортерам НДС. Плюс активно обсуждается проект «русской Алибабы» — интернет-площадки для экспорта российских товаров.

Также представители бизнеса предложили расширить лимит одного анонимного перевода по электронным платежам (сейчас 15 тысяч рублей) и снять ограничения на дистанционную торговлю лекарствами и ювелирными изделиями.

Наконец, могут отменить ограничения на дистанционную торговлю лекарствами и ювелирными изделиями. С алкоголем, который сейчас в Сети под полным запретом, пока непонятно. «Варианты рассматриваются разные, — утверждает замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов. — Когда будет запрет снят, не могу точно сказать. Но это, наверное, нужно делать как можно быстрее, внимательно и четко проработав все условия. Потому что все равно через Интернет торгуют, находят лазейки. По годовому теневому приросту онлайн-торговля алкоголем занимает первое место, почти 30% в 2015 году. И конечно, нам важно вынести это в правовое поле. Как только существуют какие-то запреты, нелегальный рынок спиртного сразу же увеличивается. Уже предпринят ряд шагов, в том числе ЕГАИС (Единая государственная информационная система. — Л.Б.) сегодня себя очень хорошо проявила. Я думаю, что Интернет в этом плане сильно поможет».

Впрочем, в Росалкогольрегулировании (РАР) по этому вопросу придерживаются иной позиции. По их данным, около 30 млрд рублей, или 22,5%, — доля нелегальной крепкоалкогольной продукции у нас в стране.

В России почти 10 лет действует запрет на дистанционную торговлю алкоголем. В ведомстве настаивают, что сначала нужно принять поправки о возможности досудебной блокировки сайтов, которые нарушают законодательство в сфере алкооборота. И только после этого думать, каким образом легализовать торговлю алкоголем в Сети. Может быть, появится государственный реестр таких порталов или их будут лицензировать.




Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей