Злоба дня Теперь стало окончательно ясным, что вдохновило авторов идеи дальнобойного сбора «Платон» назвать отечественную систему иностранным именем. В переводе с греческого Платон значит «широкоплечий». Была такая книга Юлия Дубова «Большая пайка». Та самая, по мотивам которой сняли фильм «Олигарх». По сюжету главный герой по имени Платон, используя связи в Кремле, занимался придумыванием довольно мутных схем, чтобы заработать на «хлеб насущный». фото: Алексей Меринов Кто был прообразом олигарха Платона — хорошо известно. Он плохо кончил. Основная претензия к системе «Платон» как раз заключается в том, что создана она в интересах сына «друга Путина». Ее работу обеспечивает компания ООО «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС), бенефициаром которой является Игорь Ротенберг, сын близкого к президенту бизнесмена Аркадия Ротенберга. Платон из «Большой пайки» выглядит ребенком на их фоне. Человеку из «лихих 90-х», конечно, тоже умеющему делать деньги из воздуха, даже в голову не могло прийти договориться с государством, установить на магистралях рамки и стричь бабло. Согласитесь, что для РТИТС ежегодно гарантированные по госконтракту 10 млрд рублей комиссионных — отличный финансовый результат. При этом не секрет, что Минтранс изначально задумывал внедрить систему не только на федеральных трассах, но и на региональных. Лиха беда начало. Сейчас потренируются на дальнобойщиках, а потом, глядишь, расширят дорожную географию. Станут взимать сбор с «Газелей», там и до легковушек дело дойдет. Впрочем, вернемся в день сегодняшний. Открывая в Уфе новый мост через реку Белую, министр транспорта Максим Соколов пообещал «на рубеже 2016–2017 годов» поднять в два раза тариф за проезд для грузовиков массой свыше 12 тонн — с 1,53 рубля за км до 3,06 рубля. Окончание действия льготного тарифа он объяснил «необходимостью восстановить изначально задуманную финансовую модель, поскольку федеральные трассы работают на пределе возможностей». Цена вопроса для перевозчиков такова. В «Платоне» уже зарегистрировано почти 700 тыс. пользователей, в дорожный фонд поступило 14 млрд рублей. К концу года ожидается 20 млрд. Если грузовик в среднем ежемесячно проезжает 5 тыс. км, то в год получается 60 тыс. Значит, с одной фуры уплачивается примерно 91,8 тыс. рублей. После того как тариф поднимут до 3,06 рубля, средний платеж достигнет 183,6 тыс. рублей в год. В целом поступления в дорожный фонд за вычетом комиссии оператора должны увеличиться до 45,7 млрд рублей. Получается, суммарно дальнобойщики заплатят на 25 млрд больше рублей. Помимо денег есть в этой истории другой важный момент. В начале года после многочисленных протестов дальнобойщиков, которые платили и транспортный налог, и акцизы на топливо, власти заморозили индексацию тарифов. Кроме того, перевозчики жаловались на некорректную работу личных кабинетов, маршрутных карт, дефицит бортовых устройств. В конце концов по распоряжению Владимира Путина для больших грузовиков отменили транспортный налог. Штрафы за неоплату были уменьшены с 450 тысяч до 5 тыс. Тогда все это выглядело как некоторое ослабление фискальной нагрузки. Более того. В начале сентября, еще до выборов в Госдуму, Минэкономразвития направило в правительство предложение о продлении заморозки до 2019 года. Сделано это было по итогам опроса 31 перевозчика, ритейлера, производителей металлургических, сельскохозяйственных и продовольственных товаров. Практически все они с момента введения в действие «Платона» в ноябре 2015 года отметили увеличение стоимости грузоперевозок до 25%, а в отдельных случаях — на 46%. Перевозчики предупреждали, что рост тарифов приведет к убыткам и банкротству мелких компаний. Между прочим, Минэкономразвития в своем исследовании зафиксировало общий спад грузооборота и повышение стоимости конечной продукции в магазинах. Пока, правда, незначительное. Однако если тариф поднять в два раза, очевидно, цены вырастут гораздо сильнее.
|