Путин простил Эрдогана и пообещал дать Турции газ

Путин простил Эрдогана и пообещал дать Турции газ

Ряд замороженных проектов обретают вторую жизнь

Москва и Анкара снова друзья. Судя по всему, на встрече в Москве Владимир Путин окончательно простил президента Турции Реджепа Эрдогана за сбитый в ноябре прошлого года российский бомбардировщик Су-24 и возобновил торговые отношения с его страной. Было заявлено о реанимации строительства экспортного газопровода «Турецкий поток». А также наша сторона пообещала снять эмбарго на закупку турецких фруктов и овощей. Кроме того, российские туристы опять смогут отдыхать на относительно дешевых пляжах Анталии, Кемера или Белека.

фото: kremlin.ru

Еще в 2014 году Турция считалась пятым по величине торговым партнером России. Ее доля доходила до 5% всей российской торговли с внешним миром. Турция уступала по этому показателю лишь Китаю, Германии, Нидерландам и Италии, но значительно превосходила Белоруссию, Казахстан и Украину.

Товарооборот России и Турции в 2014 году составил $31 млрд, за 9 месяцев 2015 года — $18,1 млрд, из которых $15 млрд — это российский экспорт в Турцию (импорт турецких товаров составил чуть более $3 млрд). С учетом торговли услугами российско-турецкие показатели были выше: оборот товаров и услуг превышал $44 млрд.

Полтора года назад, когда Эрдоган посещал Москву, он обещал Владимиру Путину, что товарооборот России и Турции к 2023 году увеличится до $100 млрд (к слову, на нынешней встрече Эрдоган обещал те же $100 млрд к тому же 2023 году).

До ноября 2015 года это не выглядело чем-то фантастическим. Турция не присоединилась к западным санкциям против нашей страны и позиционировала себя как перспективный экономический партнер.

Но сбитый турецкими ВВС российский бомбардировщик разрушил дружбу двух государств.

Сначала было заморожено строительство газопровода «Турецкий поток», который через Черное море должен был связать Россию новой транспортной веткой с Европой. Анкара после завершения этого проекта получала бы до $3 млрд в год в качестве транзитера. Эти средства сейчас оседают у украинских посредников, и далеко не всегда государственных.

Часть труб уже проложена, Россия в качестве альтернативы собиралась строить другой трубопровод — «Южный поток», через Болгарию. Анкара, испугавшись, что 3 млрд, которые можно получить, особенно не утруждаясь, могут уплыть из под носа, начала любыми путями налаживать дружбу с Москвой. София уже заявила, что будут созданы рабочие группы по проработке этого проекта, но это в будущем.

Газопровод — это лишь одна сторона российско-турецких взаимоотношений. По словам министра экономического развития России Алексея Улюкаева, до конца 2016 года может быть снято эмбарго на поставку в Россию турецких продуктов.

Правда, как говорят эксперты, вернуться на российский рынок туркам будет довольно не просто. Некоторые африканские и латиноамериканские страны уже заняли высвободившуюся нишу нашего рынка и отдавать ее не собираются.

По словам представителя одной из крупных отечественных торговых сетей, в полном объеме восстановить объемы поставок у Турции не получится — до четверти рынка они надолго проиграли. Восстановить крупные продуктовые поставки Анкара сможет не ранее чем через полгода. Причем это будет не более 70–75% от докризисного уровня.

Есть еще и туристический фактор. В 2014 году Турцию посетили более 4,38 млн граждан России. Почти год наши туристы на пляжи Анталии или Кемера не летали. После отмены ограничений по этому направлению возможно восстановление турпотока до 2–3 млн, но только в 2017 году.

Так кто же проиграет, а кто выиграет от восстановления сотрудничества двух стран? По словам замдиректора аналитического департамента «Альпари» Натальи Мильчаковой, выиграют обе стороны. «Но выигрыш у России и Турции будет в разное время и в разных масштабах. В краткосрочном и среднесрочном аспекте Турция получила все, что хотела. Возобновятся чартерные рейсы из России, восстановится товарооборот между странами. Для турецкого бизнеса, в том числе для строительного, будут отменены ограничения на деятельность в России. Будут отменены санкции на импорт продовольствия из Турции.

Российский выигрыш в краткосрочном аспекте — это победа населения, которое привыкло отдыхать в Турции. Это выигрыш покупателей турецких овощей и фруктов», — отмечает эксперт. Есть надежда, что даже в зимне-весенний период овощи и фрукты не будут дорожать, а, возможно, даже несколько подешевеют — турецким поставщикам необходимо будет сбывать накопленный товар, поскольку начнет поставляться новый.

Выигрыш государства от строительства АЭС в Аккую и от газопровода «Турецкий поток» будет растянут во времени. Но он будет получен в 2019–2023 годах и будет как раз вовремя. России нужны дополнительные доходы в бюджет и поддержка доли на европейском рынке газа — и за счет «Турецкого потока» мы их получим.




Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей