Хотя тратить на мороженое стали на четверть больше Даже в кризис мы не в силах отказаться от любимого лакомства — мороженого. Второй год подряд его продажи растут, прибавляя по 6–7% в натуральном выражении, а в денежном — по 23%. Не пугает россиян и подорожание продукта. По подсчетам ритейл-аудита Nielsen, только за год цена на него возросла на 15%. Теперь 1 кг стоит уже в среднем 360 рублей. В свою очередь, беднеющий народ диктует новые правила игры производителям и торговле. Самое динамичное развитие за год (+13%) показал эконом-сегмент, средний — плюс 10%. А вот премиум просел на 4%. Однако по-прежнему на среднеценовое мороженое приходится половина рынка, для бедных — 30%, для богатых — 20%. Фото: АГН «Москва» И еще один тренд, который заметили аналитики. Реализация мороженого под собственной торговой маркой (СТМ) дала прирост за год 13%, чего ранее не наблюдалось. Причина одна: СТМ подорожали на 9% (против 15% остальных). Россияне — патриоты, поэтому отдают предпочтение (около 70%) отечественным маркам. И только 10% — западным. Но разобраться сейчас, кто есть кто, достаточно сложно. За брендами, известными с советских времен, как правило, стоят международные компании, которые внедрили в наше производство свои «продвинутые» технологии. Теперь посмотрим на состав пачки мороженого весом 221 г по цене 84,5 рубля (владелец торговой марки — Швейцария). На первом месте идет вода. Затем сливочное масло, сахар, сухое обезжиренное молоко, сухая молочная сыворотка, глюкоза. Пока все безобидно. Читаем далее: инулин (биодобавка), ароматизатор натуральный (сливки плюс), эмульгатор E471 (моно- и диглицериды жирных кислот), стабилизаторы (E412 — гуаровая камедь, E410 — камедь рожкового дерева), E407a — каррагинан из водорослей Euchema, ароматизатор, идентичный натуральному (ваниль). На упаковке гордо красуется надпись: в рецептуре не используются искусственные красители. Значит, повезло, раз бывают еще и такие. В эскимо (83 г за 55 руб.) присутствует все то же сухое молоко, а также заменители молочного жира: пальмовое и кокосовое масло. И еще один эмульгатор: соевый лецитин (Е322). Становится ясно, за счет каких ингредиентов производство мороженого выросло за год на 7,5%, тогда как в целом вся «молочка» прибавила скромные 2%. И никакая позитивная бабушка, парящая на воздушном шаре в небесах, не может нас убедить в том, что советское мороженое имело современный вкус. С тех уже давних времен вспоминается сливочный вафельный стаканчик с желтой или розовой кремовой розочкой наверху по 19 копеек, трубочка в шоколадной глазури с орехами по 28 копеек, эскимо в шоколаде за 11 коп., а фруктовое и вовсе за 7 коп. И конечно же, пломбир (250 г) по 48 копеек. Даже в перестройку состав оставался еще советским. Туристы-иностранцы радовались как дети, получая на десерт к обеду шарики сливочного мороженого. Хвалили его за натуральный вкус и сетовали на то, что у них сплошь подкрашенная «химия». Да и откуда этому забытому сливочному вкусу взяться, если молочная отрасль оказалась в полном упадке? За четырнадцать лет (с 2000 по 2014-й) под нож попало почти 4 млн буренок. И сейчас ситуация кардинально не изменилась, молочный кризис только усугубляется. Где же обещанный миллион коров, приобретение которых планировалось растянуть на пятилетку? Объяснение напрашивается одно: денег нет. Хотя очевидно, что без господдержки положение не спасти. А тем временем поголовье продолжает сокращаться. По данным Росстата, с июня 2015-го по июнь 2016-го оно уменьшилось на 2,1% и сейчас составляет 8,4 млн голов. А ведь еще в 2014 году было 8,8. Так что дефицит натурального молока и, соответственно, мороженого (без всяких добавок) на длительное время нам гарантирован. Эксперты говорят, что стране нужно 40 млн тонн молока в год. За полгода 2016-го произведено чуть более 15. Значит, к декабрю опять получим недодой. Придется добирать импортом 10 млн. За молочный «хвост» трудно удержаться, коли «гриву» уже упустили.
|