Банный свет в конце тоннеля Продолжающееся обнищание народных масс сказывается прежде всего на розничной торговле. По данным Росстата, за первые пять месяцев года ее оборот сократился на 5,7% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Причем если в апреле падение замедлилось, то в мае оно ускорилось до 6,1%. Скорее всего, в ближайшее время этот негативный тренд сохранится. По наблюдениям исследовательского холдинга «Ромир», июнь продемонстрировал беспрецедентное падение расходов россиян. По сравнению с маем они сократились на 11,4%. Поясним, что речь идет о реальных расходах, «очищенных» от инфляции. При этом доля продуктов питания в общей корзине затрат подросла до 54%. Значит, такой обвал произошел, по мнению социологов, из-за жесткой экономии на непродовольственных товарах. фото: Алексей Меринов Чего греха таить, уже давно народ к кризису приспособился и покупает все необходимое по промо-акциям. Только за первый квартал 2016-го доля таких продаж достигла 46%, что на 9% больше, чем за аналогичный период прошлого года. По данным компании Nielsеn, по акциям продаются 75% кондиционеров для белья, 67% стиральных порошков, 63% средств для мытья посуды, 58% шампуней и 52% зубной пасты. За «несъедобной сопуткой» тянется и продовольствие: кофе показало 52%, соки — 50%, шоколад — 43%, «молочка» — 23%. Есть еще одна возможность выжить в нынешних условиях. Это покупка товаров под собственной торговой маркой (СТМ). По данным все того же аудитора розничных сетей, продажи СТМ в последнее время стремительно набирают обороты. Только за год они увеличились на 11% (в натуральном выражении), а в денежном — на 27%. Директор по работе с розничными сетями этой компании Дмитрий Швецов констатирует: «Частные марки (в смысле СТМ. — «МК») с нами надолго, и в перспективе их доля на рынке продолжит расти». Вполне логично, что именно магазины для бедных, то есть дискаунтеры, обеспечивают около 60% продаж всех СТМ. Если кофе или стиральный порошок еще входят в скидочную программу разноформатных торговых сетей, то говядина уж точно нет. Как рассказали корреспонденту «МК» продавцы мяса на подмосковном рынке, за год они потеряли более половины покупателей, хотя цены оставались практически на прежнем уровне. Кроме говядины, которая подорожала всего-то на 10 рублей. «Вся надежда сейчас на дачников из Москвы, но у них, видно, дела тоже не очень. Плохо берут». Мы бы рады взять, только вот уже не на что. Многие дачники в тучные годы «запитали» свои зимние дома на электричество (газ было «тянуть» тогда дороже), а теперь оказались заложниками растущих тарифов. Ведь во время строительства даже не думалось, что все докатится до такого. Зимой приходится выкладывать до 20 тысяч рублей в месяц. И это при том, что постоянно там не проживаешь, а бываешь наездами, оставляя в свое отсутствие 10 градусов тепла. Да и зимы несколько лет подряд стоят теплые. Минус 30 задержится разве что на недельку. Счетчик «день-ночь» тут тоже бессилен. Плюс растущие поборы на нужды СНТ и страховка дома. Да еще надо оплачивать «коммуналку» в Москве, подорожавшую с 1 июля на очередные 7,5%. Какое уж тут мясо! Россияне вынуждены отказываться сейчас не только от мясного белка, но и от широкого спектра услуг, к которым за пару десяток лет так сильно привыкли. Парикмахерские, ремонт обуви, пошив шляпок и одежды «просел» с начала года на 3–4%. А услуги фотоателье и того больше — на 6,7%. Росстат подсчитал. И дело тут не только во всеобщем подорожании и скукоживании наших зарплат. Текущий кризис более многомерен, чем кажется на первый взгляд. Показательна в этой связи история одного копировального центра. Компания по предоставлению широкого спектра полиграфических услуг возникла 22 года назад и понемногу набирала обороты. Два года назад она насчитывала в столице уже 17 точек. И вот сейчас осталось только 11, да и то они в последнее время оказались в «подвешенном» состоянии. Причина — невыполнение плана, работать приходится только на аренду помещения. С начала года на 15–20% подорожали расходные материалы (бумага, тюнеры, картриджи и прочее) и, соответственно, услуги центра тоже — на 30%. Компания потеряла своего главного заказчика — строительные организации, которые копировали у них чертежи. А почему? Банки перестали выдавать кредиты на распечатку строительной документации. Вот и ушло с начала года около 60% таких важных клиентов. А на изготовлении календариков и переплете курсовых много не заработаешь. Правда, есть и стабильные заказы — на изготовление материалов для психологических тренингов. Что ж? В кризис — самое оно. И все-таки есть свет в конце тоннеля. Единственные услуги, которые показали рост с начала года (хотя и небольшой, всего в 0,2%), так это бани, душевые и сауны. Радует, что даже в кризис россияне не забывают: чистота — залог здоровья.
|