Почему «Алросу» приватизируют в ураганном темпе

Почему «Алросу» приватизируют в ураганном темпе

Авторитетное мнение

Правительство продает 10,9% алмазной компании «Алроса». С небывалой скоростью. Почему?

фото: morguefile.com

Начну с двух сообщений. Первое от РИА Новости, оно поступило на ленту 6 июля в 20 часов 18 минут: «Правительство РФ в среду открыло книгу заявок на вторичное размещение (SPO) пакета акций АЛРОСА в размере 10,9% в рамках приватизации, сообщил журналистам глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев». Второе передал ТАСС 7 июля в 12 часов 11 минут: «Книга заявок на участие в продаже 10,9% акций алмазодобывающей компании АЛРОСА заполнена».

Любопытно. Сначала в правительстве идут долгие разговоры о том, нужна ли именно сейчас приватизация, потом — тягучие споры с кандидатами на приватизацию о сроках процедуры. Рутина. Все уже давно привыкли к тому, что планы приватизации не выполняются. И вдруг — все на раз-два. Причем в момент, хуже которого для приватизации в расчете на внешних инвесторов трудно подыскать. Рынок начинает погружаться в пессимизм, у инвесторов ярко выраженный постбрекситский синдром, интерес к рисковым активам почти на нуле. И вот именно в этот момент уходит с молотка довольно лакомый кусок, часть алмазного венка России.

Можно, конечно, забыть про внешних инвесторов. Но тогда зачем начинать новую большую волну приватизации, на которую очень рассчитывает Минфин, под ногами у которого расширяющаяся щель дефицита бюджета, именно с алмазной компании? Разве это не часть традиционного образа России на Западе вместе с черной икрой, которая если легальная, то уже давно иранская, водкой и другими матрешками?

Например, Ярослав Лисовик, профессор кафедры мировой экономики Дипломатической академии, а еще главный экономист в Евразийском банке развития, прямо говорит о том, что старт приватизации с «Алросы» как раз и обусловлен желанием вернуть Россию на мировые финансовые рынки.

Наверняка среди покупателей окажутся и иностранцы. Но если на них была главная ставка, то зачем такой спринтерский темп? Где переговоры, road-show наконец?

Нам, конечно, говорят, что «ускоренный режим» вполне нормальная практика. Так и есть, но при определенных условиях: когда покупатели продавцу известны, а новых он искать не собирается.

Тут, кстати, есть еще одна интересная деталь: после объявления о приватизации акции «Алросы» пошли вниз, так что покупатели получат товар со скидкой, а бюджет рискует недосчитаться тех доходов, на которые рассчитывает.

Так кто же они, покупатели? Среди тех, кто на слуху, это Российский фонд прямых инвестиций, пенсионные фонды Сбербанка и ВТБ. Что называется на полях, отмечу, что все они, мягко говоря, очень недалеки от контроля со стороны государства или совсем не частного ЦБ, так что приватизация получается оруэлловская, государство перекладывает пакет акций из одного кармана в другой, но это детали. Среди частных покупателей называют структуры Бориса Минца, владеющего, в частности, рядом крупных НПФ, а также владельца Группы БИН Микаила Шишханова.

Думаю, искать бенефициаров можно еще в одном направлении. Скорее всего, не случайно бурный старт приватизации происходит после того, как недавно из Росимущества была удалена Ольга Дергунова, она, похоже, сдерживала приватизационный порыв. Среди ее недоброжелателей называют многих (такой уж пост во главе закромов Родины), включая, например, Юрия Трутнева, а он не только вице-премьер, но и полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе, то есть хотя бы по географическому принципу ему подведомственна «Алроса», а если так, то и будущее компании и ее акционеров ему явно небезразлично.




Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей