Транзит «голубого топлива» через Украину дорог и невыгоден Выступая на Петербургском экономическом форуме, глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что транспорт газа в Европу по территории Украины обходится дороже на 20%, чем через газопровод «Северный поток-2», против создания которого выступает Брюссель. Транзит через Украину влетит «Газпрому» в $25–42 млрд лишних расходов за 25 следующих лет. Газопровод «Северный поток-2» способен сэкономить эти деньги. Экономия позволит выплатить акционерам Nord Stream дивиденды за этот срок в $7 млрд. Учитывая, что 49% «Северного потока-2» принадлежит Западу, это хороший и экономически подтвержденный повод, чтобы заступиться за этот проект, чтобы продвинуть российский газ на европейском рынке. фото: morguefile.com Сейчас украинская газотранспортная система является основным каналом поставки российского газа его главному покупателю — Евросоюзу. Речь идет об объеме в 63 млрд кубометров в год. Всего «Газпром» продает в Европе ежегодно около 160 млрд. Часть газа идет через газопроводы по Белоруссии и акваторию Балтийского моря. Последняя нитка называется «Северный поток». Эта труба способна доставлять в Европу примерно 25 млрд кубометров газа, что на треть закрывает поставки по территории через Украину. На первый взгляд, расширение этого канала выгодно Европе — можно будет не беспокоиться в зимний период. Последние 20 лет Киев накануне зимы всегда начинал спорить с Москвой о стоимости газа, который наша страна поставляет на украинскую сторону. С конца 2015 года «незалежная» отказалась от закупок газа в России и начала импортировать «голубое топливо» по реверсной схеме в европейских странах. Но газ в Европу в основном поставляется из нашей страны. Многие европейские компании в этом году были вынуждены отказать Украине в поставках, так как спрос на топливо у них увеличился. Более того, как показывают расчеты, реверсные поставки газа через территорию европейских стран на Украину в итоге увеличивали конечную стоимость «голубого топлива» на $10–20 за тысячу кубометров, что приводит к лишним тратам Киева в $700–800 млн в год. Украина уже заявила, что готова снова закупать газ в России. Но поскольку «Газпром» и «Нафтогаз» сейчас спорят по уже заключенным соглашениям в Стокгольмском арбитраже, налаживание поставок может затянуться на многие месяцы. В такой ситуации необходимость создания газопровода «Северный поток-2» давно назрела. Она устранит зависимость Европы от украинской газопроводной системы. Газотранспортные мощности Украины изношены еще с советских времен. По словам Алексея Миллера, к 2020 году, даже после проведения программы оптимизации, транзитные мощности через эту страну составят 10–15 млрд кубов в год. Экономия на эксплуатационных затратах составит $1,6 млрд. Это экономия только с российской стороны. Транспортный тариф для «Северного потока-2» будет составлять $2,1 за тысячу кубов на 100 километров, а актуальный тариф за транзит через Украину обходится сейчас в $2,5. То есть транзит через Украину на 20% дороже, чем по новому российскому газопроводу. Экономия на транзите по этому маршруту обошлась бы нашей стране в $25–42 млрд в течение 25 лет. Завершение его строительства может обеспечить выплату его акционерам до лишних $7 млрд. Нужно понимать, что 49% «Северного потока-2» принадлежит западным компаниям — E.ON, Shell, BASF/Wintershall, OMV. Это говорит в пользу того, что эти компании будут настаивать на строительстве этого газопровода, чтобы постараться распроститься с украинскими ненадежными маршрутами поставки топлива.
|