Экономика легла на дно: как это понимать

Экономика легла на дно: как это понимать

Она чувствует там себя вполне комфортно

Некоторые считают, что кризисное дно было достигнуто еще в прошлом году и экономика уже всплывает. А падающий уровень жизни — лишь временное явление: так называемый отложенный эффект. Росстат фиксирует инфляцию с начала года в 2,9%. Минэкономразвития полагает, что в августе она вовсе будет равняться нулю. Социологи заметили, что число негативных оценок происходящего в стране стало меньше. Как это понимать? Мы действительно идем на поверхность? Или продолжаем задыхаться в подводной лодке, из которой никуда не деться?

фото: Геннадий Черкасов

Остановимся подробнее на аналитике ВЦИОМ: 71% опрошенных отвечают, что все нормально, хорошо и даже отлично, 24% — все плохо и ужасно. Напомним, что в апреле 2011 года позитивное настроение испытывали лишь 15% россиян.

С начала 2016-го у граждан немного прибавилось оптимизма по поводу будущего страны. Однако около половины респондентов (48%) до сих пор считают, что трудные времена еще впереди, 23% их переживают в настоящее время, и только 19% говорят, что все плохое осталось в прошлом. А ведь в июне 2014 года, когда последний кризис только разгорался, таковых было целых 42%.

Руководитель проектов управления мониторинговых и электоральных исследований ВЦИОМ Михаил Мамонов объясняет полученные результаты рядом причин. Происходит «рутинизация восприятия кризиса», то есть эмоциональность оценки негативных явлений в экономике ослабевает. Население адаптировалось к экономическим трудностям, вот и выдает положительные показатели. Сезонный фактор также повлиял. Обычно с весны социальное самочувствие населения улучшается.

Итак, похоже, мы не всплываем, а по-прежнему находимся на дне. Только со временем приспособились к кризисной среде обитания, смирились с худеющими кошельками и, стиснув зубы, живем дальше. А куда денешься?

Уже давно беднеющие россияне перешли на покупки по промоакциям. Согласно исследованию социологической компании Nielsen, доля таких продаж в I квартале 2016 года достигла 46%, что на 9% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Наивысшие показатели достигнуты в непродуктовой сфере. Так, по акциям продаются 75% кондиционеров для белья, 67% стиральных порошков, 63% средств для мытья посуды, 58% шампуней и 52% зубной пасты.

Догоняют сопутствующие товары и продукты. Рост цен на кофе достиг уровня подорожания зубной пасты — 52%. Около 50% показали соки, 43% — шоколад, 39% — газированные напитки, 29% — пиво и 23% — «молочка».

По словам эксперта по маркетингу Марины Лапенковой, Россия при сохранении текущей динамики через три-четыре года может занять первое место в Европе по покупкам всех видов товаров в рамках скидочных акций.

Вроде бы потребителю хорошо, но у процесса есть обратная сторона. При достижении 70% уровня таких продаж для производителя и ретейлера наступает «точка невозврата». Покупатели вообще откажутся приобретать товары без скидки. Значит, скоро вся торговля вообще схлопнется?

Покупательское поведение понятно. Какой смысл переплачивать, ведь реальные доходы падают, а все кругом только дорожает, включая сами скидки. Возьмем, к примеру, жидкое средство для стирки белья (1 л). В конце марта базовая цена была 235 рублей (со скидкой — 139), а в мае оно подорожало до 255, и скидка, соответственно, до 178 рублей. То есть по промоакции товар подорожал на 39 рублей (или на 28%). На экономию нет и намека.

И это по каждой позиции «сопутки». По подсчетам «МК», подорожание в среднем с начала года в столице составило 20–25%. А вот у Росстата получилась другая цифра — только 4,6%. А впрочем, может, они подсчитывали стоимость минимального набора, включающего зубной порошок, хозяйственное мыло и однослойную туалетную бумагу серого цвета? Тогда все сходится.




Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей