Росалкогольрегулирование успокаивает: ЕГАИС не препятствует наполнению гостиничных запасов горячительных напитков В ряде СМИ появились тревожные новости со ссылкой на Федерацию рестораторов и отельеров РФ – после 1 июля алкогольные напитки могут исчезнуть из небольших провинциальных пунктов общественного питания, а главное – из всех гостиничных мини-баров. Однако расследование «МК» показало, что это, по меньшей мере, надуманно. И независимые эксперты, и представители Росалкогольрегулирования (РАР) утверждают: боятся нечего – кто будет работать по закону, и не только по №171-ФЗ, регулируюещего рынок алкоголя, но, главное – по по пункту 1 статьи 429 Гражданского кодекса, запрещающего незаконную предпринимательскую деятельность в этой сфере – предоставят потребителям то, что им нужно. фото: Наталья Мущинкина С 1 июля этого года, в полную мощность заработает ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система – «МК»). Речь идет о практически полном контроле государства над производством, оптовой и розничной торговлей, включая в последнем случае не только магазины, но и рестораны, бары, в том числе «мини» в гостиницах, а также импорте. В правительстве ожидают, что резко уменьшится контрафакт. За счет чего бюджет получит в будущем году дополнительно до 40 млрд рублей акцизных платежей. Цель, конечно, благая. В условиях кризиса каждый бюджетный рубль весит больше, чем его номинальное значение. Но проблема в том, как реально заработает полноценная система ЕГАИС. Многие помнят, что её первое (не совсем продуманное) внедрение в 2006 году привела к полному исчезновению из розницы и ресторанов всего импортного алкоголя. Из-за этого пострадали не только потребители, но и бюджет, не досчитавшийся акцизов от ввезенного алкоголя. Ошибки прежних лет Росалкогольрегулированием, судя по всему, были учтены. Для начала под ЕГАИС были подключены только производители и оптовики. Затем с 1 июля этого года то же самое должны сделать розничные торговцы, а также рестораны и бары. До 1 апреля, они же должны были подключиться к соответствующему тестовому режиму. И вот тут возникли проблемы. Программное обеспечение оказалось довольно дорогим и сложным. К тому же не учитывающим все российские рыночные реалии. Заметим, что ни в одной развитой стране нет аналогичных систем. Впрочем, у них совсем другие традиции взаимоотношений с налоговыми органами. В результате, по мнению директора Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя (ЦИФРА) Вадима Дробиза, законопослушный рынок алкоголя стремительно сокращается: «Только за первый квартал этого года с легального поля ушло 10 тысяч розничных магазинов». При этом, как предупреждает Дробиз, в сегменте теневой розницы наблюдается обратная тенденция — незаконные точки продаж по количеству серьезно доминируют над легальными. По состоянию на 1 апреля этого года на 225 тысяч лицензированных магазинов приходилось не менее 600 тысяч нелегальных, включая сбыт доморощенного алкоголя. Но эксперта беспокоит розничная сеть. Кстати, другие специалисты несколько оптимистичнее. По их данным, число лишенных лицензий магазинов пока не превышает 8%. А крупные сети со всем уже разобрались А что же происходит с ресторанами, размещенными в гостиницах, а главное – с алкогольным содержимым мини-баров? Недавно Федерация рестораторов и отельеров (ФРиО) распространила черед ряд СМИ информацию, что все плохо. Гостиничные рестораны и бары не смогут больше покупать алкоголь в розничных магазинах, чтобы дальше разливать его своим постояльцам. То же самое, якобы, ждет и мини-бары в номерах. Из них, как считает глава ФриО Игорь Бухаров, полностью исчезнет вся горячительная продукция. Но так ли это самом деле? Но как ответили Бухарову: «Росалкогольрегулирование обращает внимание руководителей организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции в предприятиях общественного питания, что в соответствии с пунктом 1 статьи 429 Гражданского кодекса РФ продавец, осуществляющий розничную продажу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего и иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью». То есть, «алкогольная продукция, реализованная в розницу, не может использоваться для целей предпринимательской деятельности». Иначе это нарушение принципов рыночного регулирования. Прямо как в 1990-е годы, когда бабушки по ночам перепродавали по завышенным ценам водку, купленную ими днем в обычных магазинах. Поэтому, как объясняет РАР, даже в соответствии с положениями Федерального закона №171-ФЗ (принятым еще в 1995 году) розничный магазин, либо предприятие общественного питания имеет право закупать алкогольную продукцию только у оптовика, или непосредственно у производителя, имеющих соответствующие лицензии. И ЕГАИС тут вообще ни при чем. Если кто-то из рестораторов до сих пор еще покупает алкоголь в магазинах, то он, по мнению РАР, просто нарушает уже давно действующий закон. И последнее: о мини-барах в гостиницах. По разъяснению РАР, с 1 января текущего года, организации, оказывающие услуги общественного питания, в том числе в мини-барах, обязаны передавать в ЕГАИС информацию только об оптовых закупках алкогольной продукции и освобождены от передачи сведений в ЕГАИС о розничной продаже алкогольной продукции. Это значит, что мини-бары должны быть полны, несмотря на опасения Игоря Бухарова. Главное – действовать только по закону. P.S. Что касается слухов о выписывании чеков за мини-бары, даже если ими и не пользовались, то господа Бухаров и Дробиз назвали это в интервью «МК» «полной чушью», так как заставить оплатить не использованную потребителем услугу опять же запрещено ГК.
|