Наши сограждане стали меньше потреблять Российский индекс потребительского доверия, рассчитываемый компанией Nielsen, упал до исторического минимума. Наши соотечественники стали больше экономить на новой одежде, электронике и отпусках. Эксперты охарактеризовали состояние российских потребителей как "истощение". фото: Геннадий Черкасов В первом квартале 2016 года российский индекс потребительского доверия Nielsen обновил исторический минимум, упав до 63 пунктов (в первом квартале 2015 года – 72 пункта). Это самое низкое значение за все 11 лет наблюдений, сообщает газета Директор по работе с глобальными клиентами "Nielsen Россия" Марина Лапенкова заявила об "истощении" потребительских возможностей россиян. "Истощение — так одним словом можно охарактеризовать состояние российских потребителей сегодня", — сказала она. Рекордно низкой – 82% – стала доля россиян со свободными деньгами, оставшимися после трат на основные нужды и обязательные платежи. Даже в кризис 2009 года эта цифра колебалась в районе 93-96%. Согласно исследованию, около 76% россиян стремятся экономить. Если в начале 2015 года от трат на развлечения отказывались 55% опрошенных, то теперь их стало 59%. От новой одежды отказался 61% респондентов (55% год назад), с приобретением электроники решили повременить 45% (43% в 2015-м). Более половины россиян — 52% — признались, что перешли на более дешевые продукты. Доцент кафедры экономической социологии ВШЭ Диляра Ибрагимова указывает, что текущая картина потребительской активности отличается от кризиса 2008-2009 годов более затяжными пессимистическими настроениями. "В течение нелегкого 2015 года настроения были нерадостными, однако ряд социально-политических событий, которые поддерживали патриотический дух, оказывали серьезное положительное влияние на восприятие будущего",— пояснила Лапенкова. По её мнению, сегодня эти факторы сошли на нет, а "усталость от суровой экономии" только нарастает. Читайте материалы: и
|