Испытание отрасли на прочность продолжается Пока возбужденные умы граждан , самое время вернуться к апрельским тезисам Владимира Путина. Ведь рекомендации, , воспринимаются как руководство к молниеносному действию. Но при таком подходе легко наломать больших дров. Остановимся подробнее на блоке ответов, связанных с ретейлом. Ведь от того, что ему грозит в ближайшее время, напрямую зависит изобилие магазинных полок, цены и, соответственно, наш уровень жизни. фото: kremlin.ru Президент России Владимир Путин и глава ФАС Игорь Артемьев Торговле сейчас не позавидуешь. Спрос беднеющего покупателя падает, оборот — тоже. Только за прошлый год в сопоставимых ценах он сократился на 10% (по сравнению с 2014-м) и составил 27,6 трлн рублей. По прогнозам Минэкономразвития, в 2016-м падение продолжится и составит около 3%. Но финансовая нагрузка на отрасль все возрастает. Понятное дело, что не хватает денег на латание бюджета, но уж как-то все разом навалилось. Сначала «Платон», теперь Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС). Из-за наводнения магазинов контрафактом государство недополучило в прошлом году порядка 300 млн акцизных рублей. С одной стороны, дело важное. Лицензированные розничные организации продемонстрировали горячее желание вести торговлю алкоголем «вбелую». По данным Росалкогольрегулирования, к системе подключилось 88% участников рынка, на которые приходится 96% от общего объема продаж. С другой стороны, алкогольная перестройка влетела еще в ту копеечку. По оценке экспертов Ассоциации компаний розничной торговли, издержки, связанные с ЕГАИС, в целом по стране могут составить порядка 40–100 млрд рублей. Будем считать, что ЕГАИС розница худо-бедно переварила и с 1 июля 2016 года ни одна бутылка не ускользнет от акциза. Но это еще не все. Не за горами 1 июля 2017-го, когда торговля должна стать прозрачной для налоговиков, что потребует замену 2,5 млн касс на аппараты нового образца. Что, по подсчетам экспертов, обойдется участникам рынка в 75 млрд рублей. Если новые затраты крупные торговые сети еще переживут, то средним и мелким придется ох как непросто. Не говоря уже о несетевых магазинах. Проверку на прочность пройдут не все. Многие попросту уйдут с рынка, что приведет к потере рабочих мест и росту безработицы. И еще важный момент. Президент упрекнул правительственные структуры в том, что они не уделяют должного внимания Закону «О торговле», который «к сожалению, сползает немножко с тех позиций, которые должен был бы занимать». Он также подчеркнул, что необходимо расширить полномочия ФАС и все отразить в законе. Путин поторопил Госдуму с принятием поправок в законодательство, и сделать это придется уже в весеннюю сессию. Напомним, что поправки касаются ограничения (до 3%) размера бонуса поставщиков за место их товара на полке магазина. А также сокращения срока расчета межу производителем и ретейлерами с 10–45 до 5–35 дней. В условиях продолжающегося кризиса дополнительное давление на торговый бизнес приведет не столько к ликвидации злоупотреблений, сколько к падению оборота, а значит, к забытому уже возврату дефицита. Впрочем, можно произнести тост и за здравие. Так, благодаря вопросу воронежских молочников Путину появилась ясность по пальмовому маслу. Напомним, что в начале года пять госструктур: Минфин, Минэкономразвития, Минпромторг, Минздрав и Минсельхоз — единогласно выступили за введение акцизов на вредные для здоровья народа продукты (пальмовое масло, чипсы, сладкую газировку). Крайне негативно тогда отнеслась к этому Федеральная антимонопольная служба (ФАС). По мнению ведомства, введение акциза приведет к росту цен на маслосодержащие продукты, а покупатели лишатся выбора. Теперь и президент примкнул к антимонопольщикам. По его мнению, сейчас надо заняться прежде всего маркировкой, причем решение этого вопроса должно быть согласовано с Евразийским экономическим союзом (кроме России в него входят Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия. — «МК»). Так что, скорее всего, с 1 июля (как планировалось ранее) акцизы на «вредные» продукты не введут. Однако маркировка, да к тому же крупными буквами, — тоже дополнительные расходы. Позволим себе отступление, но, как говорится, в тему. На днях корреспондент «МК» в столичной сети здорового питания увидел уж очень кризисную упаковку кефира. Абсолютное белое поле, а о названии продукта и его составе говорила лишь небольшая наклейка. Продавщица объясняет: «Экономим на всем, даже на краске, чтобы цены не повышать и держать до последнего». Однако удерживать их на прежнем уровне будет крайне сложно. Чтобы остаться на плаву, торговле придется часть вышеупомянутых издержек переложить на нас, покупателей. Не следует забывать и про то, что с 1 апреля во второй раз за год вырос акциз на бензин. Все это вкупе создает благодатную почву для поступательного роста цен на все и вся. В заключение приведем результаты наблюдений «Ромир» за поведением индекса «Кофе с молоком», куда входит кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад — так называемые наши простые удовольствия. Они показали, что потребление россиян за последнее время сдвинулось с кофе и шоколада в сторону чипсов и газировки. Так что если акцизы на эти продукты все-таки введут, придется нам радоваться только чаю и рафинаду.
|