Почему компенсация ущерба ремонтом хуже денежного возмещения Владимир Путин с интересом выслушал и, по сути, поддержал инициативу некоего Максима Ханжина отменить денежную компенсацию ущерба в рамках «автогражданки», заменив ее натуральной — ремонтом. фото: Кирилл Искольдский Для этого с помощью Центробанка во всех регионах России предлагается создать сеть специализированных авторемонтных мастерских, что якобы позволит бороться с мошенничеством в виде «подставных» ДТП и подделки полисов. Это якобы должно понизить цену ОСАГО, поскольку страховщики снизят издержки на борьбу с жуликами. Любопытно, что идею выдвинул не простой гражданин, а осведомленный — г-н Ханжин является президентом «Ассоциации по защите прав автострахователей». А любопытно это обстоятельство потому, что новация никоим образом не направлена на защиту страхователей, а выгодна исключительно страховым компаниям. Сейчас у автовладельца есть выбор: получить возмещение деньгами либо потребовать от страховщиков, чтобы те просто отремонтировали его машину. Однако лоббисты последних предлагают сделать ремонт единственным способом возмещения ущерба, переведя вариант «отдать наличкой» в разряд редких исключений (например, если до ближайшего автосервиса как до Луны). Исполнительный директор Российского союза страховщиков (РСА) Евгений Уфимцев недавно заявил по этому поводу, что «потребителю в первую очередь нужно восстановить транспортное средство». На этом основании РСА уже направил на согласование в Центробанк поправку к закону об ОСАГО, которая «установит приоритет ремонта машины над денежными выплатами». А нюанс тут в том, что ремонтировать машину в рамках ОСАГО можно далеко не в любом автосервисе. А только в том, с которым у страховой компании заключен договор. В связи с этим вырисовывается сразу несколько крайне неприятных для автовладельца моментов. Во-первых, мы знаем, что страховщики выплачивают пострадавшему в ДТП компенсацию не в полном объеме, а с учетом «износа машины». Как будто в каком-то магазине можно купить «изношенный на 50% бампер» или «изношенную на 82% фару». То есть для приведения машины в исходный вид владельцу все равно приходится доплачивать. Но тут он мог как-то уложиться в выплаченную сумму, найдя нужную запчасть на «авторазборке», купив дешевый китайский аналог, воспользовавшись услугами знакомого гаражного мастера и т.п. Если ремонт «встроят в ОСАГО», то этих возможностей больше не будет. Страховая станет направлять автовладельца в свой, «прикормленный» автосервис. Где, скорее всего, окажется, что сразу отремонтировать машину не получится, поскольку очередь на несколько месяцев из таких же бедолаг. А потом выяснится, что выделенных страховой компанией по ОСАГО денег недостаточно из-за того самого «износа» и автовладельцу нужно доплатить. А поскольку деваться ему от конкретного автосервиса некуда, то и расценки на «дополнительные» запчасти и работы в нем будут куда выше среднерыночных. И раскошелиться придется куда сильней, нежели пришлось бы в случае компенсации ущерба деньгами. Увидит ли эту опасность Центробанк или сделает вид, что не замечает подвоха, мы узнаем очень скоро — с пожеланиями гаранта (кстати, активно поддержавшего практически двукратное подорожание ОСАГО) обычно не шутят.
|