У мобильного банка хорошие перспективы. В России развитие этой услуги зависит от системы рисков и безопасности и менталитета. Если оглянуться лет на 15 назад, то и пластиковые карточки с банкоматами тоже были не на пике популярности. Многое зависит от того, насколько банки и государство готовы “просвещать” население. И в первую очередь в регионах. “Дифференцированной тарифной политики в использовании мобильного и интернет-банка не используется, т. к. с точки зрения банка это практически одинаковый процесс. Другое дело, что с точки зрения стимулирования использования мобильного банка можно будет рассматривать дифференцированную тарификацию, но в ближайшем будущем это неактуальный вопрос”, — говорит Станислав Хализов, руководитель департамента развития бизнеса ФГ БКС. Мобильный банк является одним из наиболее развивающихся направлений дистанционного банковского обслуживания. Число клиентов, пользующихся мобильным банком, растет. За последние полгода прирост пользователей Citi Mobile составил 37%. В Сбербанке сейчас 90% клиентов, подключенных к услуге “Мобильный банк”, но реально пользуются ею только 30%. “По нашим оценкам, услугой мобильного банкинга сейчас в России пользуется порядка 600 тыс. человек. За последний год рынок продемонстрировал рост в 200–300%, в ближайшие 2–3 года рост прогнозируется на уровне 100–120%. Сейчас клиенты все чаще и активнее начинают пользоваться интернет-ресурсами через мобильные устройства, которые предлагаются по доступным ценам”, — подсчитала Елена Дегтева, начальник отдела дистанционного банковского обслуживания ВТБ24. До недавнего времени для этого госбанка мобильный банкинг являлся лишь дополнением к интернет-банку на тот случай, если клиенту срочно понадобится воспользоваться услугами банка вне доступа к Интернету. Поэтому доля транзакций через мобильный банкинг достаточно низкая, признает Дегтева. Сейчас банки активно работают над модернизацией существующего мобильного банка для физлиц. И уже осенью клиенты смогут воспользоваться как мобильной версией интернет-банка, так и получить максимальный спектр банковских услуг посредством приложений, разработанных под наиболее распространенные современные мобильные платформы (iPhone, Android, Symbian, Windows Mobile)”. Ряд крупных банков планируют оптимизировать интерфейс, чтобы сделать более удобным формат проведения платежей в пользу различных поставщиков услуг. На самом деле мобильным банком пользуются практически все держатели карт, получая СМС об операциях по карте. Например, я однажды расплачивался картой, по которой списание средств за одну покупку прошло два раза, но я увидел это только дома, потому что телефона в момент шопинга под рукой не было. Одна моя знакомая на ночь выключила телефон, и именно этой ночью ограбили ее квартиру. Преступники сразу же сняли деньги с карточки. Если бы телефон был включен, девушка смогла бы получить СМС и заблокировать карту. Да и пользоваться телефоном намного удобнее, чем тратить время на посещение банка. “По нашему опыту, мобильным банкингом чаще пользуются клиенты, которые привыкли контролировать движение своих средств. Благодаря специальной функции PDA-версии, наши клиенты могут зайти в интернет-банк Raiffeisen Connect с любого мобильного телефона и увидеть ключевую информацию по продуктам и по своим счетам. Как правило, интернет-банк клиенты используют для проведения регулярных и более серьезных операций, например открытие и пополнение депозита, в то время как мобильный банкинг предназначен для решения срочных финансовых вопросов”, — говорит член правления Райффайзенбанка Андрей Степаненко. Банки уделяют большое внимание безопасности платежей через телефон. Многие из нас считают, что документы из банка надежнее, чем платеж по мобильному. Однако на самом деле разницы никакой нет. Встроенные в систему “Мобильный Клиент-Банк” современные средства защиты передаваемых SMS-сообщений не требуют замены телефонной SIM-карты и к тому же позволяют пользователю генерировать в телефоне персональные ключи для создания аналога собственноручной подписи клиента. Особое внимание уделяется защите передаваемых данных. SMS-сообщения подписываются аналогом собственноручной подписи клиента и перед отправкой в банк шифруются. Также шифруются и ответные сообщения из банка”, — говорит Андрей Гамольский, директор Департамента карточных и дистанционных технологий Росбанка. Мобильный банк привлекает еще и своей дешевизной. Его использование обходится в пределах $2 в месяц, а большинство сервисов бесплатны. “Переводы между своими счетами и оплата основных услуг (связь, Интернет) осуществляются бесплатно, оплата услуг ЖКХ и пополнение виртуальных кошельков — по тарифам банка”, — рассказывает Александр Базанов, директор Департамента разработки и сопровождения продуктов розничного бизнеса НОМОС-Банка. Клиенты ряда банков могут через телефон размещать срочные депозиты, просматривать курсы валют и определять расположение ближайшего банкомата или отделения. “Мобильный банк предоставляет возможность совершения основных операций со счетами, которые также доступны и в интернет-банке, но с одним немаловажным преимуществом — постоянным наличием под рукой мобильного телефона”, — отмечает Мария Лагутина, руководитель электронного бизнеса Ситибанка. Она признает, что клиенты, которые имеют доступ к Интернету, в большинстве своем все-таки используют интернет-банк, хотя при возникновении необходимости рано или поздно прибегают к использованию мобильного банка. “Сейчас обе системы — Интернет и мобильный банк — идут в параллели, и вопрос в том, что превалирует: желание и необходимость оперативно совершить ту или иную транзакцию или удобство использования (с точки зрения формата дисплея, например) “, — говорит Хализов из БКС. Учитывая то, что в эпоху глобализации мы все меньше привязаны к одному месту, то банк в кармане становится все более актуальным. К тому же это дает определенное чувство независимости. “Очевидным преимуществом услуги “Мобильный банк” является возможность контролировать состояние счета практически из любой точки, в то время как система “Nordea online” требует наличия стационарного или переносного компьютера, подключенного к сети Интернет”, — резюмирует начальник управления развития платежных систем и услуг электронной коммерции Нордеа Банка Ольга Снегирева. |