Выше риски — чаще проверки Премьер Дмитрий Медведев подписал план по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности (КНД) на 2016–2017 годы, который дал бизнесу слабую надежду на снижение административной нагрузки. фото: Александр Корнющенко Главная «новинка сезона» касается внедрения так называемого риск-ориентированного подхода. Предполагается, что частота проверок будет зависеть от степени потенциальных рисков на предприятии. Чем выше степень опасности и возможных негативных последствий, тем чаще будут проверки. Речь в основном идет о различных производствах: промышленном, пищевом, местах массового скопления людей и т. д. При этом небольшие ателье на предмет наличия «хлопковой пыли» проверять будут реже всего. Если почитать преамбулу новой «дорожной карты», насчитывающей 9 разделов, то она призвана, с одной стороны, сделать контроль «умным» и более качественным, а с другой — снизить нагрузку на предпринимателей. К февралю 2017 года должны быть подготовлены соответствующие методические рекомендации, которые определят правила отнесения бизнеса к той или иной категории риска. До этого срока все будут работать по старым правилам. Что-то подобное внедрено в федеральных налоговой и таможенной службах. Правда, у таможенников, в отличие от налоговиков, система управления рисков полностью закрыта. Предприниматель порой не знает, на каком основании его штрафуют, например, за якобы занижение в декларации реальной стоимости товара, поскольку его цена, указанная в таможенном профиле риска, предназначена исключительно для служебного пользования. Разработчики «дорожной карты» уверяют, что вся нормативная база будет полностью размещена в Интернете. «То, что «дорожная карта» утверждена, — это хорошо, это значительный шаг вперед, но это только первый шаг, — заявила «МК» руководитель Экспертного центра при уполномоченном при президенте по защите прав предпринимателей Анастасия Алехнович. — Дьявол, как всегда, кроется в деталях. Да, действительно определены цели и сроки внедрения системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорных органов, оптимизации их структуры и сокращению численности, объединения по сферам деятельности, правила «первого предупреждения» вместо штрафов и так далее. Однако, чтобы все это оценить, надо дождаться того момента, когда эти проекты реально подготовят. И они будут внедрены и заработают. Мы предлагали внести в «дорожную карту» конкретный целевой показатель: снизить к 2018 году количество проверок с 2 млн до 1 млн. Но пока это сделать не удалось. Надеемся, в ближайшее время, при внесении дальнейших поправок, это будет сделано». «Сейчас ежегодно проводится более 2 млн проверок, но лишь в 60% случаев выявляются реальные нарушения, и только в 10% из этих случаев они связаны с непосредственной угрозой причинения вреда. Наша главная задача — перенаправить контрольную деятельность с «палочной» системы на предотвращение нарушений и последующего ущерба», — поясняет министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов. Аппарат российского бизнес-омбудсмена Бориса Титова предоставил «МК» еще более удручающую статистику: реальное количество проверок по результатам опроса бизнесменов доходит до 9 млн в год. То есть в 4,5 раза больше официальных показателей. Столь значительные расхождения объясняются тем, что часть «ревизий» проводится без согласования с прокуратурой или вообще без какого-либо формального поручения того или иного ведомства. Кроме того, широко распространена практика подмены проверок некими административными расследованиями, которые не регулируются нормами Закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля». Хотя, по сути, это та же самая проверка. Система, строящаяся на количественных показателях, стимулирует инспекторов не к предотвращению ущерба, а к обязательному наказанию предпринимателей. Попытки реформировать КНД в России предпринимались множество раз. Так, в 2010–2012 годах правительство утвердило 19 планов-графиков по оптимизации госрегулирования в самых разных сферах от сельского хозяйства и транспорта до образования и здравоохранения. Летом прошлого года запустили Единый реестр проверок, который ведет Генпрокуратура. Но добиться снижения административной нагрузки на предпринимателей не удалось. Как говорится, система побороть сама себя не в силах. Отметим, что сейчас в России насчитывается 140 видов контроля, более 30 федеральных проверяющих органов, около 10 тыс. — региональных и муниципальных. На федеральном уровне трудятся более 96 тыс. инспекторов, а на местах они даже счету не поддаются. Немудрено, что во многих случаях они дублируют друг друга.
|