Биржевые цены на топливо выросли на четверть за три месяца Чиновники продолжают успокаивать население, обещая, что цены на бензин после повышения акцизов на топливо серьезно не вырастут. Максимум, чего можно ожидать, — плюс 10% к нынешнему прейскуранту. Независимые эксперты этого оптимизма не разделяют. Они уверены, что тарифы на АЗС будут расти по 15 копеек в неделю, что позволит литру АИ-95 к концу года доползти до 45 рублей. Это подтверждает тот факт, что биржевая стоимость горючего за I квартал подскочила на 25%. фото: Михаил Ковалев За 2015 год цены на топливо в России выросли на 5,5%. Печально, но терпимо. Общая инфляция составила 12,9%, и к увеличению прейскуранта на АЗС население отнеслось с большей терпимостью, нежели к подъему цен в продуктовых магазинах. В этом году чиновники обещают некоторый просвет. Они прогнозируют снижение инфляции до 8–10%. На этом же уровне они гарантируют рост цен на ГСМ. Возникает вопрос: почему взаимосвязанные финансовые индикаторы двигаются в разнонаправленную сторону — когда растет инфляция, стоимость топлива (от которого зависит каждая отрасль экономики) растет медленно, а когда инфляция снижается, горючее дорожает гораздо более высокими темпами. Ответ на поверхности. В начале прошлого года мы видели нефтяные котировки в $60–65 за баррель. Сейчас даже $40 за «бочку» продавцы «черного золота» почитают за счастье. Потому что при себестоимости добычи в $25–30 мировые цены в $60 позволяли нашим нефтяникам делать скидки на внутреннем рынке. В этом году такое благородство приведет уже не потере прибыли, а к серьезному убытку. Особенно учитывая, что в январе акцизы в расчете на литр бензина выросли на 1,5 рубля, а в апреле еще на 2 рубля. Правда, правительство не видит причин для беспокойства. Рост акцизов направлен на «снятие сливок» с добывающих холдингов и не должен задеть население. В этом есть доля истины. Нефтяные компании по рекомендации Минэнерго накопили на 1 апреля 2,1 млн тонну бензина. Этот объем должен предотвратить дефицит и притормозит рост цен. По словам вице-премьера Аркадия Дворковича, в 2016 году бензин подорожает в пределах инфляции, то есть не более чем на 10%. Впрочем, заблуждаться не стоит. Летом топливному рынку предстоит перенести два потрясения — остановку НПЗ на плановый ремонт и повышение спроса на горючее в период посевной. Осенью будет сбор урожая, что подстегнет интерес потребителей к горючему. И тревожные звоночки к этому звенят с мощностью набата. Биржевые цены на бензин в стране, по данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, в I квартале выросли почти на 25%. Конечно, биржевые цены не вполне отражают действительность — большинство торговых операций с топливом осуществляется внутри вертикально-интегрированных компаний. Но это своеобразный индикатор. Раз цены на бирже растут, то и внутренние корпоративные расчеты обязательно повысятся. Маржа, за счет которой холдинги сдерживали цены на отечественном рынке, сошла на нет. По мнению главы Российского топливного союза (РТС) Евгения Аркуши, любое повышение цен на топливо на оптовом рынке неизбежно будет подталкивать цены вверх и на розничном. Его коллега, исполнительный директор РТС Григорий Сергиенко, называет конкретные цифры: после повышения акцизов бензин будет дорожать на 10–15 копеек в неделю. До конца 2016 года осталось 38 недель. Нетрудно подсчитать, что, таким образом, прейскурант на заправках к январю вырастет почти на 6 рублей. Уже сейчас на отдельных АЗС литр АИ-95 стоит выше 38 рублей. В декабре эта сумма рискует прыгнуть до 44–45 рублей.
|