В итоге стоимость литра может дойти до 45 рублей Кроме шуток, но акцизы на бензин с 1 апреля выросли на 2 рубля за литр. Во второй раз за год — с 1 января акцизы подпрыгнули на 1,5 рубля. Причины понятны. Бюджет худеет, денег не хватает. За счет роста тарифов правительство может дополнительно получить 90 млрд рублей. Неплохо. Но только не для рядового потребителя. До конца года литр АИ-95 подскочит в цене до 40-45 рублей. Это прибавит к инфляции до 1%. фото: Михаил Ковалев Сейчас на заправках еще все спокойно. По крайней мере, в этом убеждены работники АЗС. Они уверяют, что не собираются менять прейскурант, который, по их словам, не меняется два месяца. Стоит ли этому верить? Действительно, с начала года АИ-95 вырос в цене всего на 50 копеек. Это примерно 1,5%. Для сравнения, в целом инфляция в нашей стране составила 8%. Вроде, нет причин беспокоиться. Некую уверенность вселяют посулы главы Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева, который пообещал, что его ведомство будет расследовать каждый случай, когда розничные цены на бензин после увеличения акциза поднимутся на 2-3%. Отрадно слышать, но получится ли это на деле? Конечно, если тарифы на заправках сразу подскочат на 2-3 рубля, это вызовет протест покупателей и станет поводом для расследования ФАС. Но если повышение цен растянуть на несколько месяцев, то оно станет незаметным для глаза потребителя, который давно свыкся с ростом стоимости тех же продуктов. Ценники многих из них прибавляют по рублю почти каждую неделю. Не станешь же ты скандалить на кассе, что за килограмм картошки, которую ты вчера покупал по 14 рублей, теперь придется заплатить 15. Кушать-то хочется. С ценами на бензин сложнее, но логика аналогична. Разберем по пунктам. Львиная доля российских АЗС находятся под контролем крупных нефтедобывающих компаний. В их структуре существуют как производители «черного золота», так и перерабатывающие заводы и оптовые и розничные торговцы готовым топливом. Все они производят внутренние расчеты. Когда добывающие предприятия в своих отчетах видят, что теряют прибыль, то увеличивают цены на поставки на НПЗ, а последние прибавляют свои проценты оптовикам. Когда доходит до розницы, то надбавка выходит вполне приличная. Спросите, как скажется в этой цепочке повышение акцизов на продажу топлива на каждой отдельной структуре нефтяной компании? Может, напрямую и не скажется. Но акцизы — лишь малая доля проблемы. В рознице сейчас литр АИ-95 стоит около 37 рублей. Себестоимость его производства — 15 рублям. То есть, навар, не считая затрат на транспортировку и другие расходы, превышает 20 рублей. Из них до 1 апреля в качестве акциза НПЗ отдавали государству до 5,5 рублей. С учетом роста акцизов отпускные цены топлива поднимутся на 2 рубля. Заводы включат счетчик и станут отпускать горючее на продажу также на 2 рубля дороже. Вернемся к добытчикам нефти. Им также надо показывать акционерам, что они не зря едят свой хлеб и даже в условиях кризиса способны не терять прибыль (подметная борьба между структурами каждого вертикально-интегрированного нефтяного холдинга — война, почище сирийской). Цены на нефть нестабильны, за 1,5 года они упали почти в 3 раза. Есть и другие основания увеличивать ценники для НПЗ. Кроме акцизов на бензин правительство собирается увеличить налог на добычу полезных ископаемых и поднять экспортную пошлину на нефть. В результате себестоимость добычи барреля превысит $27 при мировых ценах в $40. Очевидно, что владельцы нефтяных холдингов финансово страдают по всем пунктам: и на добыче, и на переработке, и на продаже. И от акцизов. Выход из положения они давно нашли. Чтобы и рыбку съесть (наверстать упущенную прибыль), и в пруд не лезть (не попасть в поле зрения ФАС), они повышают цены постепенно. Так, с 14-18 марта, по данным информационно-аналитического центра «Кортес», стоимость оптовой тонны бензина в России выросла на 400-1000 рублей (в зависимости от марки). Розничные цены на литр горючего с 21 по 25 марта в среднем подскочили на 12-13 копеек. Повода для претензий ФАС это не дает. Это же не 2-3%, а гораздо меньше. Но, как говорил Конфуций, «дорогу осилит идущий». Прибавляя по 10-15 копеек в неделю, а может быть и реже, чтобы не привлекать внимания ФАС, к концу года можно повысить прейскурант не на 2-3 рубля, а больше. Тогда литр 95-го одолеет планку в 40 рублей и не исключено, что дойдет и до 45 рублей. Незаметно, но приготовиться стоит. Как говорила глава ЦБ Эльвира Набиуллина, повышение акцизов добавит 0,5% к годовой инфляции в 2016 году. Но это, если цены на АСЗ вырастут, как предполагают чиновники, на 5%. Если стоимость горючего подскочит на 10% (это прогноз независимых экспертов), то инфляционная раскрутка добавит минимум 1%. Другими словами, попытка правительства удержать инфляцию в пределах 8% однозначно провалится.
|