31 марта Конституционный суд рассмотрит первый иск Минюста За последний год Россия проиграла немало резонансных дел в Европейском суде по правам человека. Например, бывшим акционерам ЮКОСА наша страна должна выплатить около 1,9 млрд евро. Но теперь решения Страсбургского суда вовсе не обязательны для исполнения. 31 марта Конституционный суд рассмотрит первый иск о противоречии решения ЕСПЧ российской Конституции. фото: morguefile.com Все шаги, которые Россия за 20 лет сделала для интеграции в правовое пространство Старого Света, где во главе угла стоят права человека, были перечеркнуты новым законом. 15 декабря прошлого года Владимир Путин подписал документ, вносящий поправки в ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», согласно которым последней теперь может разрешить руководству страны не исполнять решения международных судов, если данные решения противоречат Конституции России. В первую очередь это касается Европейского суда по правам человека. Неисполнение решений ЕСПЧ не российское «ноу-хау». Европейские страны также не могут похвастаться безоговорочным и своевременным воплощением их в жизнь. Так, сейчас более 2,5 тыс. вердиктов Европейского суда ждут своего часа в Италии и 1,5 тыс. — в Турции. И это далеко не полный список. В этой тенденции доля вины лежит и на Европейском суде. Дело в том, что постановления ЕСПЧ не подлежат принудительному исполнению. Страны-участницы Европейской конвенции по защите прав человека, присоединившись к ней, выражают свою добрую волю (а не обязанность) по протекции основных прав и свобод, их реализации и гарантии. Комитет министров ЕС предлагает (а не требует) государствам самостоятельно разработать план реализации решений Европейского суда. Что же мы видим? С одной стороны — отсутствие действенного механизма по исполнению решений Европейского суда в обязательном порядке. С другой — неоднозначность ряда правовых позиций ЕСПЧ по некоторым громким и резонансным делам. Впрочем, не все так плохо. Благодаря решениям ЕСПЧ в отношении России за эти 20 лет наша судебная система претерпела целый ряд положительных изменений. В частности, речь идет о введении компенсации за нарушение сроков судопроизводства, о судебном контроле за избрание меры пресечения в виде заключения под стражу, о недопустимости провокаций со стороны правоохранительных органов при проведении оперативно-розыскных мероприятий и так далее. Но существуют риски. Из-за обострения внешнеполитической обстановки вокруг России, давления на нее ряда государств и новоиспеченного права не признавать решения Страсбургского суда в проигрыше могут оказаться рядовые россияне. Последние 10 лет суды практически не выносят оправдательных приговоров (их количество не превышает 0,6 %. всех дел). Причина тому убеждение чиновников, что оправдательный приговор — это плевок в лицо государства. К тому же оправданному нужно компенсировать его расходы. Желание чиновников сэкономить бюджетные средства неудивительно. Поэтому отчаявшись найти правду в наших судах, российские граждане обращаются в Европейский суд. Но в результате Россия наоборот тратит больше средств. Например, в 2014 году страна заплатила больше 32 млн евро (около 2,5 млрд рублей) за участие в Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ). Львиная доля из этой суммы идет на содержание ЕСПЧ. Еще более 1 млрд рублей заложено в бюджете на оплату юридических услуг по представлению интересов нашей страны в ЕСПЧ. Плюс сотни миллионов рублей ежегодных компенсаций гражданам. Возникает справедливый вопрос: зачем такие расходы, да еще и во время кризиса? Может, проще и дешевле усовершенствовать российскую судебную систему?
|